1: 339.13 КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ © 2004 г. Т.П. Лагуткина Российский университет дружбы народов В данной статье изложены результаты кластерного анализа организационных факторов, оказывающих влияние на использование фармацевтическими компаниями различных приемов продвижения. <...> Проведенный анализ позволил оценить глубину и провести ранжирование влияния рассмотренных факторов продвижения с учетом их многомерного воздействия на политику продвижения фармацевтических компаний. <...> Кластерный анализ факторов продвижения является промежуточным этапом в моделировании политики продвижения фармацевтических компаний и основывается на результатах факторного анализа[4]. <...> Проведенный нами факторный анализ деятельности фармацевтических компаний, занимающихся продвижением (ФКЗП), заключался в следующем: из множества признаков, характеризующих сами фармацевтические компании или особенности ее деятельности, были отобраны организационные факторы продвижения, которые мы объединили в три группы: общие (возраст, происхождение, характер деятельности компании), собственно организационные (наличие специализированных отделов, занимающихся продвижением, использование помощи рекламных агентств) и ассортиментные (наличие в ассортименте оригинальных и воспроизведенных лекарственных средств (ЛС), рецептурных и безрецептурных препаратов, промотируемых, устоявшихся ЛС и ЛС, от которых необходимо избавиться). <...> Для исследования зависимости между использованием отдельных приемов продвижения и факторами продвижения применялся анализ таблиц сопряженности. <...> Необходимо отметить, что сила и направление воздействия этих факторов различны (связь между использованием приема продвижения и фактора, его определяющего, может быть как прямой, так и обратной), однако при анализе таблиц сопряженности это учесть <...>