2012, №2 УДК 81-13, 81’373 СЕМАНТИКА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ © 2012 М.С. Саломатина Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 мая 2012 Аннотация: Настоящая статья посвящена описанию методики психолингвистического исследования значения прилагательных. <...> В сегодняшней лингвистической науке уже не нова точка зрения о том, что традиционное лексикографическое описание не является реализацией единственно возможного подхода к изучению лексического значения слова (см., например [1-7] и др. <...> ). Несомненно, стоит признать тот факт, что существующие толковые словари русского языка удовлетворяют большинству запросов рядовых носителей языка, в том числе и связанных с выяснением значения новых, недавно заимствованных лексических единиц, несмотря на то, что любой словарь всегда идет вслед за речевой практикой. <...> Речевая практика же нередко формирует новые компоненты значения слова, а также способствует изменению и развитию новых значений. <...> В процессе использования языка также регулярно происходит актуализация одних составляющих значения той или иной лексемы, в то время как другие уходят на периферию. <...> Ученый, работающий в рамках традиционной схемы описания лексического значения, зачастую не имеет возможности отследить в динамике процесс трансформации значения слова в силу отсутствия у него методики для подобного рода работы. <...> Помимо этого составитель толкового словаря имеет дело с материалом настолько обширным, что поставь он перед собой задачу зафиксировать все изменения, происходящие в лексической системе языка, его работа (и даже работа целого авторского коллектива) потребовала бы слишком продолжительного времени. <...> Описание психолингвистического значения слова с использованием соответствующей методики, о которой будет сказано далее, способно, на © М.С. Саломатина, 2012 наш взгляд, в значительной степени решить задачу фиксации актуального значения <...>