Халаф Воронежский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 7 февраля 2012 г. Аннотация: В статье рассматривается образ женщины в арабской культуре, отношение к арабской женщине в литературе и в изобразительном искусстве. <...> В мировой культуре в разных видах искусства, пожалуй, трудно найти более волнующий сюжет, чем любовь к таинственной восточной красавице, чей тонкий стан скрыт под черной чадрой. <...> Во все века этот образ привлекал к себе внимание и вдохновлял гениев Востока, Запада и России – Хафиза, Руми, Саади, Байрона, Гете, Пушкина, Лермонтова, Тукая, Бунина и многих других [1]. <...> Идея освобождения женщины от консерватизма вековых традиций, тезис о «новой женщине» стали реальностью для женщин высшего и среднего классов, хотя проблема повышения статуса большинства женщин в арабских странах остается актуальной до сих пор. <...> Однако для большинства арабских женщин реальностью оставались традиционные роли жены и матери. <...> Начало новой волны общественного интереса к женским и тендерным проблемам в Европе и США относится к середине 60 х годов XX века. <...> В это же время появляются женские исследования (women's studies), превратившиеся к настоящему времени в широкое междисциплинарное научное © A.A. <...> Однако проводились и проводятся такого рода научные исследования главным образом на материале европейской и североамериканской культур [2, 3]. <...> В решении вопроса о месте женщины в арабском обществе исследователи разделяются на приверженцев традиционализма и модернизма. <...> К первому направлению можно отнести Афифа Абдульфаттаха Табара, Бу Али Ясина, Забиба Ха-миса, Салима Бахнасави, идеологов «Братьевмусульман» Мухаммада аль-Хадера Хусейна и Хусейна Махмуда. <...> С позиции абсолютизации биологических различий между мужчинами и женщинами, как считают Мухаммад аль-Хадер Хусейн и Хусейн Махмуд, место женщины определяется домом и семьей, а политическая и общественная жизнь с участием женщины недопустимы. <...>