2012, №1 УДК 82.09 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ КАТЕГОРИИ ПАМЯТИ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ © 2012 Н.С. Степанова Курский институт социального образования (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» Поступила в редакцию 8 ноября 2011 года Аннотация: Статья посвящена формированию культуры воспоминаний с целью сохранения национальной идентичности, для осуществления идеи культурной преемственности, а также художественным функциям категории памяти в автобиографической прозе первой волны русского зарубежья. <...> Ключевые слова: память, культурная память, автобиографическая проза, литература первой волны русского зарубежья. <...> Особая роль уникального многотысячного сообщества, которое представляла собой первая волна русской эмиграции, состояла в той исключительной по своей важности задаче, что поставила история перед беженцами из России. <...> Ощущение великой миссии хранения «священного огня», возвышенное стремление спасти и передать будущим поколениям истинную русскую литературу и русскую культуру отчетливо ими осознавались и декларировались. <...> На вечере, посвященном миссии русской эмиграции, 16 февраля 1924 года в Париже И.А. <...> Ибо это нечто заключается в том, что поистине мы некий грозный знак миру и посильные борцы за вечные, божественные основы человеческого существования, ныне не только в России, но и всюду пошатнувшиеся» [1, 126-127]. <...> Русские эмигранты первой волны вполне сознательно и целенаправленно стремились создать свое сообщество, установить связи, устоять против ассимиляции, не раствориться в приютивших © Н.С. Степанова, 2012 108 их народах. <...> В этой ситуации действенным способом сохранения и передачи культурных традиций, средством объединения эмиграции оказались литература и художественное творчество. <...> В результате были созданы такие глубокие лирико-автобиографические и философские повествования, как, например, «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина, «Путешествие <...>