2011, №1 УДК 821.161.1.09 ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ИНСТИТУТОК © 2011 А.С. Сафонова Тверская государственная медицинская академия Поступила в редакцию 20 октября 2010 года Аннотация: Мемуары и беллетристика XIX века представляют множество обращений к теме институтского образования, однако специальные исследования, посвящен-ные этому вопросу, практически отсутствуют. <...> В данной статье мы пытаемся определить, какое место занимало чтение в системе воспитания институток. <...> Предпринятый нами анализ мемуарной и художественной литературы показывает, что чтению всегда отводилась второстепенная роль, несмотря на прове-денную в конце 1850-х гг. реорганизацию учебного процесса. <...> Ключевые слова: институт благородных девиц, система воспитания, чтение, реформа образования, второстепенная роль. <...> Abstract: Though 19th century memoirs and fiction offer a lot on the education at Noble Maidens Institutes, special studies on the topic are almost absent. <...> In this paper we try to define the role of reading in that education system; our analysis of memoirs and fiction has convinced us this role, in spite of the 1850’s education reform, had always been marginal. <...> Понятием «институтки» обозначались воспитанницы средних учебных заведений, так называемых институтов благородных девиц. <...> Официальное начало женским институтам в России было положено Екатериной II, учредившей в Санкт-Петербурге в 1764 г. Воспитательное общество благородных девиц. <...> Оно размещалось в стенах Воскресенского девичьего монастыря, построенного на месте Смольного дворца. <...> Именно поэтому Воскресенский монастырь обычно называли Смольным монастырем, а питомиц Воспитательного общества – «смолянками» или «монастырками». <...> По замыслу основательницы, институты должны были готовить «новое поколение людей, которые усовершенствовали бы жизнь и наслаждались бы счастьем» [1, 193]. <...> Впоследствии по образцу Смольного института подобные учебные заведения возникли в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове и некоторых других городах России. <...> © Сафонова А.С., 2011 Тема постановки обучения в женских институтах достаточно распространена в мемуарной <...>