© 2009 А.А. Золотухин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 17 августа 2009 года Аннотация: в статье исследуется один из периодов новейшей истории отечественных СМИ, определяемый временными рамками 1991–1996 гг. <...> Анализируются основные процессы, происходящие в это время в системе отечественных газет. <...> Выясняются основные характеристики изменения статуса и учредителей газет, случившиеся в этот период. <...> Ключевые слова: новейшая история СМИ, государственно-рыночная система СМИ, газета как субъект рынка, учредитель, владелец, собственник СМИ, медиагруппа, медиахолдинг. <...> Первый же рыночный этап новейшей истории отечественной прессы (1990–1996 гг.) оказался буквально раздираем противоречиями. <...> Для российской журналистики это был этап «Великих, но Упущенных Возможностей». <...> Журналистам, работающим в газетах в 199– 1993 годов, повезло оказаться «в нужное время в нужном месте». <...> С фактической сменой общественно-политической формации в стране и появлением Закона РФ «О СМИ» (1991 год) кардинально изменилась и система средств массовой информации. <...> © Золотухин А.А., 2009 Кардинальные изменения, происходящие в этот период в системе СМИ, можно обозначить следующими основными характеристиками: 1. <...> Разрушение вертикальной коммунистической системы СМИ и начало создания государственно-рыночной системы СМИ. <...> Газеты страны безропотно несли многолетнюю службу «коллективных агитаторов, пропагандистов, организаторов». <...> После событий 1991 года, фактически ликвидировавших Коммунистическую партию Советского Союза и социалистический строй в стране, была разрушена и вертикальная партийно-советская система СМИ. <...> 2009, №2 145 ЭПОХА ВЕЛИКИХ, НО УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГАЗЕТ пресса была «отпущена на свободу». <...> В первые месяцы нового, 1992 года, получалось так, что чем больший тираж набрали газеты в ходе подписной кампании, тем большие убытки они понесли бы в предстоящем году. <...> Таких газет, по его <...>