2009, №1 УДК – 821.4 ГОНЧАРОВ ФЕНОМЕН ВИЗУАЛИЗАЦИИ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ В РОМАНЕ-ХРОНИКЕ Н.С. <...> ЛЕСКОВА «ЗАХУДАЛЫЙ РОД» © 2009 С.А. Животягина Воронежский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 14 сентября Аннотация: Статья Животягиной С.А. посвящена актуальной проблеме современного литературоведения – специфике визуального начала в художественном слове. <...> Анализируя роман – хронику Н.С. Лескова «Захудалый род», автор приходит к интересным и убедительным доказательствам наличия в тексте такой литературной фигуры как экфрасис. <...> В статье исследуются художественные функции экфрасиса, средства его выражения в тексте; возможности нахождения новых смысловых доминант при литературоведческом анализе. <...> Когда речь идет о художественном своеобразии произведений Н.С. Лескова, одним из ключевых становится вопрос о соотношении слова и живописи. <...> Проблема взаимодействия изобразительного искусства и искусства слова особенно интересна и актуальна для современного литературоведения. <...> Последователь© Животягина С.А., 2009 ность «включения» воображения в изобразительном и словесном искусстве разная: по точному замечанию Ю.М. Лотмана, «в изобразительном искусстве первичная иконизация живописного текста, читаемого на языке знаковой условности, совпадает с этапом, когда «несловесному тексту» приписываются черты словесности» [2]. <...> Художественное слово, как убедительно доказывают работы Ю. М. Лотмана, всегда содержит в себе визуальное начало, поскольку среди традиционных литературных фигур есть, по крайней мере, одна, в которой «элемент, имеющий зрительную природу», «не замаскирован», а, наоборот, подчеркнут – это описание визуальных произведений искусства, именуемое в современном литературоведении экфрасис. <...> Говоря о картинах материальной реальности в литературе XIX века, исследователи отмечают предельно подробные характеристики видимого, а главное, их психологизированные, подаваемые <...>