2008, № 2 УКД 800.372.8 ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДИСКУРС В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ © 2008 Н.А. Мелехова Ярославский государственный педагогический университет им. <...> К.Д. Ушинского Поступила в редакцию 28 марта 2008 Аннотация: Целью данного исследования является описание телевизионного дискурса в речевом жанре интервью и реализация этого жанра в рамках стратегий и тактик коммуникативного поведения телеведущих с учетом тематической специфики портретного интервью исповедального типа и фактора двойного адресата. <...> Материалом для исследования послужили видеозаписи и скрипты текстов российских телепередач, записанных в период с 2004 по 2008 гг. <...> . Ключевые слова: дискурс, речевой жанр, интервью, массовая коммуникация, коммуникативное поведение, коммуникативная компетентность, фактор двойного адресата, фрейм. <...> Важнейшей характеристикой современного телевизионного сообщения является доминирование личностного начала в подаче информации. <...> Автор телепередачи самостоятельно осваивает и оценивает реальную ситуацию общения, формируя на ее основе индивидуальный языковой материал. <...> Реагируя на эту тенденцию в подаче журналистского сообщения, коммуникативная лингвистика, являющаяся особым разделом языкознания, особое внимание уделяет анализу коммуникативного поведения языковой личности в условиях конкретных коммуникативных актов. <...> Под «коммуникативным поведением» понимается «совокупность норм и традиций общения опреде© Мелехова Н.А., 2008 ленной лингвокультурной общности» [1, 279-282]. <...> Оно имеет определенное время, место, участников, цели, обстоятельства общения и позволяет исследовать речевое поведение ведущего, собеседника и восприятие интервью телезрителями – равноправными участниками общения. <...> Современные исследователи предлагают рассматривать интервью в рамках телевизионного дискурса – «опыта мышления относительно определенной области объектов» [2, 34], который доступен как отправителю телесообщения <...>