2006, ¹ 2 СОДЕЙСТВИЕ ДОСТУПУ ЖУРНАЛИСТОВ К ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ БЫВШЕГО СССР © 2006 А.Г. Рихтер Московский государственный университет Право на информацию. <...> Для азиатских стран возможным образцом регулирования доступа к информации мог бы служить опыт работы комиссии мудрецов в Китае эпохи династии Танг (618–907 гг. до н. э.) <...> . Эта комиссия протоколировала все действия руководителей государства, включая императора, и была обязана подвергать эти действия и решения сомнению и критике. <...> Для того чтобы избирательное право осуществлялось действительно свободно, осознанно и демократично, у гражданина до голосования должен сформироваться определенный кругозор, помогающий выбрать нужного именно ему и обществу в целом кандидата. <...> Для осознанности своего выбора избиратель нуждается в достоверной информации о кандидатах, скажем информации Подробнее об их аргументах, см., напр., Dennis, Everette E., John C. Merill. <...> 56-66. о результатах их прежней работы в институтах государства. <...> Принято считать, что таинственность и засекреченность работы органов власти, порядка принятия тех или иных решений вызывает подозрительность людей в отношении государственных органов и чиновников всех уровней. <...> Третий посыл заключается в том, что подавляющая часть информации, право на доступ к которой должен быть у граждан, – это информация государственная. <...> То есть информация, собранная и созданная различными государственными органами, начиная от органов регистрации рождения, брака, водительских прав и кончая национальными службами безопасности. <...> При этом следует принципиально различать государственную (общественную) информацию и информацию, составляющую охраняемую законом коммерческую тайну, а также тайну персоВЕСТНИК ВГУ. <...> 2006, ¹ 2 211 А.Г. Рихтер нальных данных, для сбора которых бюджетные средства не тратились. <...> Толчком в изменении отношения к вопросам права на информацию повсеместно считается принятие Генеральной Ассамблеей Организации <...>