2006, ¹ 2 ОСОБЕННОСТИ СТИЛИСТИКИ ТЕКСТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЮЖЕТОВ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ ЖУРНАЛИСТАМИ ГТРК “ЛИПЕЦК” ДЛЯ ПРОГРАММЫ “ВЕСТИ-ЛИПЕЦК” © 2006 С.А. Мелешко Московский институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания Стилистика (слово ”стиль” происходит от названия иглы, или стилета, которым древние греки писали на вощаных дощечках) – это раздел науки о языке, изучающей стили литературного языка, закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания целей высказывания, сферы и условий общения, выразительные возможности языка [7,9]. <...> Один из главных принципов стилистики – целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства применительно к сфере и условиям общения для достижения наибольшей эффективности восприятия текста и воздействия его на читателя, а в данном случае, на телезрителя. <...> Это подчеркивает и В. И. Новикова в книге “Мастерство эфирного выступления”: “Стилистические особенности языка телевидения и радио обусловлены прежде всего тем, что это – звучащая речь, обращенная к многочисленной аудитории. <...> Стилистика неразрывно связана и с культурой речи. <...> Б. Н. Головин выделяет следующие коммуникативные качества речи: – правильность, то есть ее соответствие нормам современного литературного языка; – точность, то есть строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности; – логичность речи, то есть соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности; – чистота, то есть в речи нет чуждых литературному языку элементов; – выразительность речи, то есть такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; – богатство речи – “Речь тем богаче, чем реже повторяются в ней одни и те же знаки и цепочки <...>