2006, ¹ 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМНОСТИ ТЕКСТА © 2006 А.А. Припадчев Воронежский государственный университет На рубеже XIX–XX веков происходит становление общего языковедения [1, 47-77], или общей лингвистики [12, 31-274] как науки. <...> Теория речи так никогда и не была прочитана. <...> Нам даже неизвестно, каким образом Соссюр собирался развивать эту вторую, важнейшую часть внутренней лингвистики” [14, 22]. <...> Однако, по мнению В. А. Звегинцева, в решении проблем частного языкознания лингвистика текста “необъяснимым образом проходила мимо двойственной природы объекта лингвистики. <...> В течение XX столетия наиболее обсуждаемыми в теории языка были следующие понятия: семиотическая природа языка (различительное означивание), уровни языка (фонологический, морфологический, лексический, синтаксический), отношения единиц языка (синонимия, дублетность, омонимия, антонимия и др.), принципы языка (знаковость слова, произвольность знака, линейный характер означающего), функции языка (коммуникативная и др.) <...> Во второй половине XX века начинает формироваться теория речи. <...> Она определила предмет теории речи (речевую деятельность) и выявила модели порождения, фазы реализации и модели восприятия речи [8, 153-167; 4, 388]. <...> Она установила объект теории речи (текст) и стала осмыслять его как процесс и результат речевой деятельности в аспектах принципа системной организации (коммуникативность), основы системной организации (предметно-знаковая модель), закона системной организации (тенденция к коммуникативности на основе предметно-знаковой модели) [11, 133], синтаксиса, семантики, прагматики, порождения и восприятия [8, 168-181]. <...> Существенным этапом формирования теории речи становится выявление речевой системности (системообразования). <...> Ясно, что как теория языка, так и теория речи создается при выявлении системности языковых и речевых фактов. <...> Естественным полем взаимодействия языка и речи и выражением потенциальной, моделируемой <...>