2006, ¹ 2 ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В “ТЕМАХ И ВАРИАЦИЯХ” Б. <...> ПАСТЕРНАКА © 2006 О.В. Евдокимова Воронежский государственный университет Мы обращаемся к использованию термина художественное пространство, широко употребляемому в современном литературоведении. <...> При этом целью нашей работы является не столько желание установить характеристики этого пространства, сколько проследить путь становления самого понятия в поэтическом творчестве. <...> Теоретизация понятия пространства и распространение его на явления духовного порядка связывается прежде всего с формированием в культуре начала ХХ века отношения к идеально существующим явлениям как к объективным, как к материально ощутимым (акмеизм). <...> “Темы и вариации” участвуют в формировании культурой концепта художественного пространства, с отношением к нему как к реалии объективно существующей, хотя и фиксирующей субъективное мировосприятие. <...> Творчество Пастернака, на наш взгляд, отмечает завершение важнейшего в этом смысле этапа и фиксирует не только само появление второй реальности, но и описывает ее как живую и развивающуюся. <...> Как отсылка к сюжету формирования концепта художественного пространства может быть рассмотрен подзаголовок первой главы книги – “Пять повестей”. <...> Если учесть многочисленные аллюзии и цитаты из пушкинских текстов, возникающих в книге, то станет очевидным, что имеются в виду “Повести гоcподина Белкина” [1, 238-241]. <...> Разрабатывая эту тематику, С. Г. Бочаров выстраивает линию от Гоголя через Л. Н. Толстого, Ю. М. Тынянова и Б. М. Эйхенбаума к современным исследователям. <...> По наблюдениям С. Г. Бочарова, в гоголевском прочтении Пушкина заложено изменение традиционных представлений о пространстве. <...> Комментируя его высказывание о Пушкине: “В каждом слове бездна пространства”, С. Г. Бочаров замечает, что именно в восприятии Гоголя первоначальное “экстенсивное (естественное) представление о пространстве сменялось <...>