ЛЕОНОВА “ ДОРОГА НА ОКЕАН” © 2005 В.И. Матушкина Мичуринский государственный педагогический институт В беседах, интервью Л. М. Леонов особенно часто обращался к роману “Дорога на Океан” (1935г.) <...> . И не случайно, ибо это было для него время, когда сквозь “пасмурное десятилетие” брезжил мираж будущего светлого человеческого мира. <...> В 1972 году уже не без оттенка гордости признался о том же романе: “Да, этот роман – вершина моей веры” [4, 71]. <...> А через десяток лет прояснил истоки этой веры: “Дорогу на Океан” я писал в момент возвышенного настроения, почти физического ощущения величия наших дел и устремлений” [4, 189]. <...> рассматриваются в статье Н. В. Сорокиной “Рассказ “Петушихинский пролом” и роман “Пирамида” Л. М. Леонова: к вопросу об истоках последнего произведения писателя”// Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в XX веке. <...> 2 На данный вставной фрагмент в свое время обратил внимание леоновед Ф. Х. Власов в монографии “Эпос мужества” (М., 1979. <...> “Для меня “дорога” была как бы прокладкой магистрали в дальнее будущее мира. <...> Само же название “Дорога на Океан” означало не только дорогу и не только “железную”, и не просто на Восток, к Тихому Океану, но к Океану – в понятии Вечности” [9], что сближает леоновский образ Океана с бунинским в рассказе “Господин из Сан-Франциско” 3 , несмотря на значительные семантические различия. <...> В итоговом романе “Пирамида” молодой ученый Никанор, пытаясь возвратить к жизни своего друга Вадима из состояния трагической обреченности, рисует перспективу будущего России как вечной реки, которая “будет вливаться в этот же Океан бытия, со сменой исторических наименований… <...> Леонид Леонов в истории русской литературы XX века. <...> Углубленное изучение текста леоновских произведений в соотнесенности с имеющимися научными наблюдениями свидетельствуют о безграничной открытости художественного мира писателя для дальнейших исследований на уровне самых разных проблем как методологического <...>