Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2005

СЮЖЕТ ЗЕМЛИ В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА “ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА” (90,00 руб.)

0   0
Первый авторНиконова
Страниц6
ID522749
АннотацияКажется, трудно найти тему или образ в русской литературе, который бы так отвечал внутренней сущности нашей литературы, как образ и тема земли. “Земля” – это родная страна, родина, это высокий патриотический контекст, чаще всего возникающий в поэзии и, как правило, выходящий к разговору о сущностном, философски значительном. В прозаических сюжетах “земля” – это чаще всего поле, нива, пашня, все, с чем связана жизнь крестьянина, его психология и его быт. В этом случае земля, как правило, становится причиной конфликта, нередко жесткого столкновения. Этот тип сюжета хорошо освоен русской литературой, базируется на твердой убежденности в “заземленной” психологии крестьянина-собственника. Опыт народнической литературы в этом отношении достаточно выразителен
Никонова, Т.А. СЮЖЕТ ЗЕМЛИ В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА “ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА” / Т.А. Никонова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2005 .— №2 .— С. 21-26 .— URL: https://rucont.ru/efd/522749 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА” © 2005 Т.А. Никонова Воронежский государственный университет Кажется, трудно найти тему или образ в русской литературе, который бы так отвечал внутренней сущности нашей литературы, как образ и тема земли. <...> “Земля” – это родная страна, родина, это высокий патриотический контекст, чаще всего возникающий в поэзии и, как правило, выходящий к разговору о сущностном, философски значительном. <...> В прозаических сюжетах “земля” – это чаще всего поле, нива, пашня, все, с чем связана жизнь крестьянина, его психология и его быт. <...> Опыт народнической литературы в этом отношении достаточно выразителен. <...> Михаил Шолохов принадлежит к числу писателей, героем которого стал человек земли, следовательно, мы вправе были бы ожидать в его произведениях привычные сословно-имущественные конфликты. <...> В центре шолоховского мира всегда человек земли, увиденный не как собственник, но как работник, чувствующий глубинную, очень личностную связь с пашней, лесом, лугом по одному тому, что отданы они ему для деятельного преобразования. <...> Исключение, вероятно, представляет уклончивое утверждение Г. Ермолаева, что автор “Тихого Дона” “в большей степени новатор, чем традиционалист” [1, 263]. <...> И как водится, исключение лишь подтверждает 22 привычность трактовок его произведений как традиционно реалистических и ортодоксально советских, если речь не идет о “Тихом Доне”. <...> Мир шолоховских произведений – это мир народной жизни. <...> Так, отец продкомиссара Бодягина, подводя итог своей давней вражды с сыном, формулирует противоестественный, с его точки зрения, принцип действия новой власти: “Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, – я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? <...> . Совершенно очевидно, что “добро” для младшего Бодягина лежит в иной области, не случайно продкомиссар вскоре после расстрела отца ВЕСТНИК ВГУ. <...> На наш взгляд, в нем проступает одно из свойственных Шолохову <...>