2004, ¹ 2 К ИССЛЕДОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КУЛЬТУР © 2004 А.О. Стеблецова Воронежский государственный университет Глубинные связи между языком и культурой общепризнанны, но то, как именно модели коммуникативного поведения соотносятся с системой культуры, представляет большой интерес как для общей теории коммуникации, так и для описания и анализа коммуникации внутри отдельного языкового сообщества. <...> При описании коммуникации мы пользуемся понятиями, давно и прочно вошедшими в научный обиход представителей разных гуманитарных дисциплин: культурологии, социологии, политологии, теории коммуникации, лингвистики. <...> Словосочетания национальная и коммуникативная культура, коммуникативное поведение и др. кажутся привычными и понятными, однако в зависимости от области исследования изучаемого объекта их толкование может существенно различаться. <...> В данной работе используются термины “коммуникативная культура”, “деловая коммуникативная культура”, “национальная культура”, где ключевым понятием является “культура”. <...> Насколько сложен и многогранен сам феномен культуры, настолько многозначно и разнообразно использование этого понятия в разных контекстах разными науками. <...> Сепиром мы используем термин “культура” как “общие установки, взгляды на жизнь и специфические проявления цивилизации, которые позволяют конкретному народу определить свое место в мире” [2, 469]. <...> Данная концепция наиболее близка нам, так как, говоря о британской, русской или иной культуре, мы неизбежно пытаемся выделить те специфические черты народа, в которых проявляется его национальная и культурная самобытность. <...> Поэтому под национальной культурой мы понимаем не только и не столько те материальные и духовные ценности, ею созданные, сколько ее специфические проявления, которые позволяют четко обособить ее от других культур. <...> Коммуникацию можно определить как процесс вербального и невербального взаимодействия <...>