ЧЕХОВА “В ОВРАГЕ” © 2004 Т.Ф. Пухова Воронежский государственный университет Мифологические представления русского народа представляют собой глубинный, уходящий в тысячелетнюю историю, пласт духовной и материальной культуры. <...> И по сей день порой прорываются отголоски древнейших, прежде широко распространенных языческих верований. <...> Разумеется, более полные, наглядные примеры таких поверий мы видим в сборниках дореволюционных фольклористов-этнографов, а также в литературных произведениях XIX в., в которых изображается жизнь патриархальной российской деревни. <...> Интересные свидетельства мифологических представлений мы наблюдаем в произведениях А. П. Чехова. <...> Объективность повествования как важнейший художественный принцип позволила ему, может быть, в большей, чем другим художникам XIX в., степени, наглядно, выпукло отразить разнообразные взгляды героев. <...> В чеховских рассказах и повестях перед нами проходят герои, глубоко и искренне верующие. <...> Это и священнослужитель самого высокого ранга из рассказа “Архиерей”, и монах Николай, автор удивительных акафистов, влюбленный в красоту церковного слова (рассказ “Святою ночью”), и дьякон из повести “Дуэль”, искренне верящий в справедливость божьего слова и необходимость служения богу и людям, а также простая верующая, бывшая горничная, богомольная Ольга (повесть “Мужики). <...> Особо показаны Чеховым религиозные верования простых крестьян. <...> Их представления заметно отличаются от взглядов более или менее религиозно образованных героев. <...> В их мыслях, чувствованиях явно ощущается сильное присутствие древних языческих представлений. <...> Общеизвестен факт существования двоеверия на Руси и даже, по мнению В. <...> Порой религиозные представления крестьян являют собой причудливый сплав языческих и народно-христианских представлений, что является прямым свидетельством двоеверия. <...> Обратимся к повести А. П. Чехова “В овраге”, написанной в 1900 г., к тем главам, в которых <...>