№ 3 Д.И. Суровегина* КОНЦЕПТ СМЕХА В ПРАГМАЛИНГВИСТИКЕ (к вопросу о речевой комической ситуации) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1 Статья посвящена осмыслению основных тенденций в области исследования смеховой культуры в рамках прагматической лингвистики на базе речевой комической ситуации. <...> В настоящее время подобные исследования проводятся на стыке различных наук, что приводит к новому осмыслению концепта комической ситуации в коммуникации. <...> Интерес на данный момент представляет взаимодействие психолингвистики и теории речевого общения, в этом аспекте сделана попытка выделить наиболее значимые компоненты ее структуры, рассмотреть особенности ее характеристик и функций, а также предложить принципы, которые необходимо учитывать для достижения комического эффекта с точки зрения прагмалингвистики. <...> Вопрос комичности неотъемлемо связан с понятием «национальный характер» и во многом отражает черты, присущие той или иной языковой общности. <...> Сквозь призму лингвистических исследований проявляются единые правила, по которым функционирует язык в момент реализации, в данном случае проводится анализ речевой комической ситуации как проявления народной смеховой культуры. <...> Прагматический подход к изучению комического относительно самосознании отдельно взятой языковой общности позволяет выявить отдельные черты, присущие конкретной языковой картине мира. <...> Теории смеха и комического очень разнообразны, с давних пор и до настоящего времени смех является объектом изучения философов (Аристотель, И. Кант <...> На современном этапе природа смеха требует проведения междисциплинарных исследований в рамках таких направлений, как лингвокультурология и психолингвистика, причем особый интерес для специалистов представляет соотношение вербального и невербального <...>