Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644472)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Руководство к изучению русской земли и ее народонаселения. Европейская Россия (290,00 руб.)

0   0
Первый авторВладимирский-Буданов Михаил Флегонтович
Издательство[Б.и.]
Страниц498
ID51955
Владимирский-Буданов, М.Ф. Руководство к изучению русской земли и ее народонаселения. Европейская Россия : По лекциям М. Владимирского-Буданова сост. и изд. преп. географии Владим.-киев. воен. гимназии А. Редров / М.Ф. Владимирский-Буданов .— : [Б.и.], 1867 .— 498 с. — URL: https://rucont.ru/efd/51955 (дата обращения: 07.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Р ШИВИЙСЬ издать ^Руководство къ изучепію Русской земля и ея на родонаселения», не смотря на зна-штедьное количество существующяхъ у насъ учебниковъ Русской Географіи, я додзтгенъ сказать н сколько словъ въ ббъясненіе особенностей этого руководства, какъ іюбудитедьныхъ прнчинъ его изданія. <...> Конечно, не въ количеств научна о матеріаяа заключается достоинство учебнаго руководства*, объемъ св д ній, им сообщаемыхь необходимо обусловливает ся объемомъ курса, или точн е, коли^. '.твомъ уроковъ, назначаемыхъ въ изв стныхъ учебныхъ заведеніяхъ яо данному предмету. <...> Нельзя сказать, чтобы въ существ^ющихъ у насъ учебникахъ было недоста точно научна го матеріала, можно сісазаті, что они даютъ даже бол е, нежели сколько требуетъ и допускаетъ то гимназическЦ курсъ; сл довательно не въ количеств матеріала заключается и отличіе лздаваеіиаго руководства. <...> Изъ этого-то вн шняго взгляда на географическій матеріалъ вытекалъ и распорядокъ его, по вн шнимъ же, для самаго материала соображеніямъ: курсъ разбивался на общее и частное обозр ніе; св д нія, касающіяся одной и той же даннной м стности или рагфывались на н сколько частей и излагались въ различныхъ отд лахъ учебника, илп, что опять было неизб жно, повторялись съ увелцченіемъ по дробностей, а иодчасъ и въ прежнемъ вид въ дальн йшихъ отд лахъ. <...> Въ южныхъ областяхъ Россіи природнаго богатства, разуді ется, еще больше: начиная отъ юго-западныхъ границъ Поль ши и Бессарабіи, по прибрежьямъ Чернаго моря, въ Малороссіи; въ Новороссіи, въ земл Донскихъ Козаковъ, въ южной части Крыщ и на Кавказ это край плодородный по иочв ; теплый по климату <...>
Руководство_к_изучению_русской_земли_и_ее_народонаселения._Европейская_Россия.pdf
/ /.ГУШОІСІІО НТ, аЗУЧЕНШ РУССКОЙ ЗЕМЛИ н ЕЯ НАРОДОНАСЕІЕШЯ. По декціямъ М. Владиагірскаго—Буданова Соетавилъ и издалъ Дреподаватель гео рафги во Владимирской-Кіевской Военной Гимнавіи А. Редровъ, ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССІЯ К I Е В Ъ. Въ типографіи Е. ФЕДОРОВА. 186 7.
Стр.1
..,3. 'Л - • г.391 *' Дозволено цензурою 30 апр ля 1867 года. Кіевъ. tffbl/J ф* X М (• AW*- №$ *-f0 *i *j • »и*/и> г. (у >А
Стр.2
ПРЕДИСЛОВІЕ. Р ШИВИЙСЬ издать ^Руководство къ изучепію Русской земля и ея народонаселения», не смотря на зна-штедьное количество существующяхъ у насъ учебниковъ Русской Географіи, я додзтгенъ сказать н сколько словъ въ ббъясненіе особенностей этого руководства, какъ іюбудитедьныхъ прнчинъ его изданія. Конечно, не въ количеств научна о матеріаяа заключается достоинство учебнаго руководства*, объемъ св д ній, им сообщаемыхь необходимо обусловливается объемомъ курса, или точн е, коли^. '.твомъ уроковъ, назначаемыхъ въ изв стныхъ учебныхъ заведеніяхъ яо данному предмету. Нельзя сказать, чтобы въ существ^ющихъ у насъ учебникахъ было недостаточно научна го матеріала, можно сісазаті, что они даютъ даже бол е, нежели сколько требуетъ и допускаетъ то гимназическЦ курсъ; сл довательно не въ количеств матеріала заключается и отличіе лздаваеіиаго руководства. Отличіе это заключается въ основной задач курса, и въ сообразной съ нею обработк научнаго матеріала» Мы, конечно, и въ мысли не им емъ порицать расиред іеніе и обработку матеріала, равно какъ и ц ль и задачу существующихъ у насъ учебниковъ; и если р шаемся сказать н сколько словъ о недостаткахъ налгихъ учебниковъ всеобще, то отнюдь не потому, чтобы вид ли въ своемъ изданіи совершенство п закрывали глаза на собственныя недостаткнОбщій недостатокъ яашихъ учебниковъ географіи, недостатокъ едва-ли не сознаваемый теперь самими пхъ авторами, это—почти совершенно вн шнее, механическое отношеніе къ содержанію предмета: на географическій матеріалъ—почти одияъ общій взглядъ, какъ на матеріалъ памяти; стремленіе облегчить работу памяти распред леніеыъ этого мауеріала и изв стной обработкой его—главная задача составителей, &од б Хругихъ уси шно выполненная г. Б лохою. Изъ этого-то вн шняго взгляда на географическій матеріалъ вытекалъ и распорядокъ его, по вн шнимъ же, для самаго материала соображеніямъ: курсъ разбивался на общее и частное обозр ніе; св д нія, касающіяся одной и той же даннной м - стности или рагфывались на н сколько частей и излагались въ различныхъ отд - лахъ учебника, илп, что опять было неизб жно, повторялись съ увелцченіемъ подробностей, а иодчасъ и въ прежнемъ вид въ дальн йшихъ отд лахъ. Недостатки эти присущи не только нашимъ отечественнымъ составителямъ руководствъ; они присущи и европейскимъ учебникамъ;—это есть общая характеристическая черта, обусловленная сколько состояніемъ самой науки, столько и зависящимъ отъ этого состояніемъ ея преподаванія. Между т мъ, наука землев д нія изм нила взглддъ на свой матеріалъ*. )на стала искать въ немъ органическаго ц лаго, захот ла вид ть свои факты не въ связи только соЬм стнаго существованія, а въ связи причинъ, д йствій н результатовъ, законовъ и ихъ обнаруженія. Съ другой стороны въ преподаваніи также изм нился взглядъ на задачу, ц дь и характера. Не просто одно сообщеніе знаній, а прежде и главн е всего—развитіе учащихся посредствомъ еообщенія зтдхъ знаній; сл довательно и распорядокъ, и изложеніе знаній, принаровленное къ усп ху этого развитія—вотъ что становится задачею преподаванія и географы столько же, какъ и другихъ учебныхъ предметовъ. Первую попытку—не говоримъ—удовлетворить, а только подойти къ этимъ новымъ требованіямх науки и пренодаванія, и составляетъ представляемое нами руководство. Конечно эта попытка могла-бы быть бол е удачна, еслибы существозала полная, чисто научная, въ данномъ напраяленш, обработка географіи нашего отечества; но у насъ пока* не существуетъ не только такой, но и вообще въ какомъ-бы то ни было научномъ направлении, строго наглядно и полно разработан.
Стр.3
УІ ной отечественной Географіи. Наигь трудъ, сл довательно, билъ двойной трудъ: трудъ научной разработки въ изв стномъ распред ленш самого матеріала, a rroтомъ—трудъ принаровленія этого матеріала и обработки къ требованіямъ препода ванія. На сколько нашъ трудъ удовлетворителенъ, мы, конечно, не предоставляемъ объ эгомъ судить себ . Исправить его недостатки, разработать полн е, повести дал е задачу и ц ль нагау^-мы' также не Йеремъ исключительно на себя. Мы вполн были бы удовлетворены, еслпбы нашъ трудъ послужилъ хоть общей только заодч^й для дальн йщей обработки ^чественно^ Г ографіи въ теперешнемъ ея преподаваніи, гимназій. По этому онъ лредполагаетъ уже со стороны учениковъ знаніе названій гіавн йшихъ напр, р къ, морей, горъ и грашщъ Россіи, т. е. т знанія, которыя сообщаются въ 3-мъ класс при обозр ти Европы, и даже въ классахъ 1-мъ и 2-мъ; съ другой стороны онъ прёдполагаетъ знакомство съ главн йшими фактами отечественной истбріи, Эти-то предполагаемыя знанія даютъ во 1-хъ возможность отр шиться отъ Отечествов д ніе составдяетъ курсъ 4-го, 5-го и 6-го классовъ военныхъ иринятаго изложенія.въ начал курса номенклатуры р къ съ притоками, озеръ, морей и проч; во 2-хъ даютъ возможность связать Географію съ йсторіей, и выбравъ: центральный пунктъ, начать съ него обозр ніе раз в твляющихся нитей географическихъ фактовъ въ связи съ д йствіемъ страны на населеніе и обратнымъ д йствіемъ на характеръ страны со стороны населенія, т. е. обозр вать землю въ связи съ всторіей населяющаго ее парода, обозр вать факты физической географіл въ строгомъ сочетаніи взаимод йствія съ фактами этнографіи и политической географіи. Мало еще сказать: «какова природа-^таковм и люди;» нужно еще прибавить: «каковы люди—такова можетъ быть и природа ^ (конечно въ изв стной м стности). Вм сто общаго введрнія, пом щены дв статьи для ирочтенія ученикамъ подъ руководствомъ учителя. Эти статьи, по содержанію и характеру близко подходятъ къ основной задач нашего курса. Въ конц каждаго отд ла курса, ном щены, по возможности, статьи для пополненія и бол е подробнаго ознакомленія учениковъ съ пройденнымъ въ^іруководств . • •' ;-М«»;*-»І,„ ? Ч1 " ^ -и «;• Накоаедъ, такъ какъ въ силу основной задачи, курсъ нашъ д лается не географіей Россійской Имнеріи, а географіей, (если можно такъ выразиться, собственно русскаго народа, т. е. страны занимаемой этимъ пародомъ,—то) съ нею существен но органически и не могли быть связаны страны • нззаселенныя собственно русскимъ народомъ, хотя и принадлежащія Роесійской Имперіи. Такія страны, напр., какъ Финляндія, іСавказъ, Польша идр,, пом щены въ отд льной книжк (добавленія) и конечно съ бол е краткими обозр ніями. J). Вотъ все, что на первый разъ намъ казалось необходимымъ объяснить на счетъ ц ли и характера нашего шданія. Для большаго облегченія учащихся, ^ы( думаемъ Въ непродолжительномъ времени издать подходящій къ издаваемому руководству .атласъ. Въ заключеніе, издатель считаетъ долгомъ обяъснить происхожденіе предлагаемаго курса;. Основная его мысль, и первоначальная обработка ея, лр^надлежптъ бывшему преподавателю русской географіи въ Кіевской—Владимірскои военной гимназіи, кандидату Университета сз. Владиміра М. Ф, Владимірскому Буданову. Кэ-къ преподаватель того же предмета въ параллельныхъ кл^ссадъ гимназіи, издатель былъ первымъ посл дователемъ идеи и сотруднико'^ъ ъъ ея разработк у г. Буданова. Отвлеченный другими научными занятіями отъ прешдаванія въ военной гизвазіи, онъ предоставилъ мн , в;акъ окончательную обработку курса» такъ иизданіе его. Не см я взять на себя че^ти основной задачи курcas не могу, конечно, не принять'на себя ответственности за тотъ, далеко несовершенный окончательный видъ, который она получаетъ въ настоящемъ изданш. ') Добавленія составлены самиігъ издателемъ. Издатель.
Стр.4
В М Ъ С Т О В В Е Д Е U I Я. I. Границы нын шней Россіи. Племена акивпіія на м ст нын пгней Европейской Роесіи. Славяне, ихъ бытъ и ми ологія? ! ). Взгланувъ только на карту Россіи, можно вид ть, что это за огромное государство! Такого обширнаго никогда не бывало (400000 кв, м.). Оно во вс стороны раскинулось такъ далеко , что ему приходится вести д ла съ чрезвычайно различными народами. На с веро-западъ отъ него—Пруссаки; пониже ихъ, къ югу—Австрійцы; еще южн й—Молдаване и Валахи. На юг — черное море, которое отд ляетъ васъ отъ Турокь и оть дикихъ жителей кавказскихъ горъ— Чершовъ. За кавказскими горами—Персы* Границей ихъ и нашей земли есть гора Арарашь (ч мъ- зам чательна?). На с - вер черезъ Финскій и Ботническій заливы и черезъ Фипландію мы примыкаемъ къ Швеціи. Дал е границей нашей служить Б лое и Ледовитое моря. На востокъ за кряжемъ Уральскихъ горъ —Сибирь упирается въ Великій океанъ. Къ югу—Китайская Ммперія. За Великимъ Океаномъ, въ Америк , есть тоже наша *) Изъ журнала для д тей.
Стр.5