НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ И ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И. А. <...> Стернин Воронежский государственный университет Фундаментальные исследования университетских ученых традиционное направление их научной деятельности. <...> Однако возможности применения результатов филологических научных фундаментальных исследований, на наш взгляд, гораздо выше, чем обычно полагают ученые. <...> Это связано, с одной стороны, с тем, что филологи обучают языку, поэтому исследования в области языка прежде всего могут быть применены в процессе обучения; с другой стороны, результаты исследований лингвистов имеют значительную популяризаторскую, культурологическую и общекультурную ценность, они могут найти широкое применение в популяризаторской работе филологов. <...> Покажем эти возможности на опыте работы кафедры общего языкознания и стилистики филологического факультета Воронежского госуниверситета. <...> В течение длительного времени темой научно-исследовательской работы кафедры общего языкознания и стилистики является исследование современного языкового сознания. <...> По этой проблеме кафедрой выпущено 9 межвузовских сборников, несколько монографий, защищен ряд диссертаций. <...> Языковое сознание это часть сознания, обеспечивающая механизмы языковой (речевой) деятельности: порождение речи, восприятие речи и хранение языка в сознании. <...> Языковое сознание носителя языка образовано лексическими и грамматическими значениями слов и форм, которые выступают как психологи© Стернин И. А., 2007 6. <...> Заказ 610 чески реальные (осознаваемые или неосознаваемые) знания человека о своем языке. <...> Языковое сознание, однако, не исчерпывается только этими знаниями оно включает для носителя языка также сведения об используемом им языке (и о других языках), истории и современном состоянии родного языка, его функциях, сложности, представления о его основных категориях (род, число, падеж, время, наклонение, синонимия, антонимия <...>