ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Вестник ВГУ РЕЙТИНГ ВУЗОВ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР И.Г. Карелина Воронежский государственный университет Рейтинги в последнее время выступают в качестве популярного метода сравнения качества вузов, образовательных программ. <...> Не смотря на споры относительно наборов показателей, использующихся при оценке, самих технологий оценки, степени объективности представляемой информации, рейтинг завоевал прочные позиции в системе высшего образования. <...> Формирование критериев, на основе которых проводится оценка качества образования, зависит напрямую от того, как трактуется само понятие “качество образования”. <...> Единое понимание терминов, относящихся к качеству образования, в разных странах необходимо прежде всего в связи с созданием единого европейского образовательного пространства. <...> Вот некоторые аспекты, используемые при оценке качества образования, и требующие однозначности толкования: как следует оценивать качество вуза – с точки зрения соответствия миссии и практическим результатам или как соответствие некоторому эталону и как определить этот эталон в последнем случае; если оценивать некоторые количественные показатели работы вуза, то динамику рассматривать по отношению к его предыдущим результатам или сравнение производить в каждый момент времени с другими вузами; каким должно быть соотношение между оценкой вуза и образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и контингента обучающихся. <...> Одним из популярных в последнее время методов оценки качества образования, является рейтинг высших учебных заведений и рейтинг образовательных программ. <...> И это, не смотря на то, что все единогласно признали: рейтинг объективным быть не может уже по двум очевидным причинам: при расчете рейтинга используются, как правило, весовые коэффициенты <...>