Искусство Сергей Львов Голые люди Английский историк искусства Кеннет Кларк, автор недавно изданной в Америке книги «The Niude» («Обнаженное тело») ) начинает 1 первую главу со следующего утверждения: «Английский язык, —• пишет он, >—• в •своем богатстве и гибкости делает различие между понятиями naked и nude — оголеганости и наготы». <...> Тот факт, что перевод этой фразы возможен, указывает на такое же различие между этими двумя понятиями и и русском языке. <...> Привожу определение Кеннета Кларка: «Быть голым означает быть лишенным одежды, то есть находиться в положении, вызывающем в большинстве из нас чувство неудобства и стыда. <...> Нагота, с другой .стороны, понятие совершенно иное и не вызывает в нас представления о стыдливо .прикрывающемся и беззащитном теле. <...> Действительно, слово «голый» содержит в себе не только стыд и неудобство, но. и элемент чего-то тяжелого, прискорбного, даже позорящего, в то время как «нагота» не имеет в себе ничего отрицательного. <...> На это можно ответить или буквально в двух словах, не избежав, конечно , избитых истин и упрощенных формулировок, или 1 предпринять серьезный анализ со ссылками и цитатами. <...> Наше представление о наготе как о чем-то прекрасном восходит к античному восприятию красоты как этической ценности, в то время как все негативные аспекты оголенности, несомненно, христианского происхождения и связаны с первородным грехом и бренностью всего земного, включая тело. <...> 182 СЕРГЕЙ ЛЬВОВ Такая двойственность в отношении человека к своему телу существовала, с известными колебаниями в ту иди: иную сторону, в течение очень продолжительного времени. <...> Несмотря на то, что ведущими течениями в современном искусстве являются абстрактный экспрессионизм и целый ряд направлений беспредметного искусства, изображение тела еще практикуется. <...> Если верить предсказаниям некоторых осведомленных лиц, а также кое-каким симптомам на «рынке Искусства», предвидится даже известный возврат к фигуративной <...>