П. В. Афанасьева УДК 373.1.02:372.8 ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ФОРМУЛИРОВОК ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММАХ П. В. <...> И. А. Бунина Поступила в редакцию 21 ноября 2008 г. Аннотация: статья посвящена актуальной и интересной с точки зрения современной лингводидактики теме компьютерному моделированию правил русской орфографии. <...> Предъявление формулировок орфографических правил с использованием различных средств наглядности в компьютерных обучающих программах позволяет эффективно организовывать демонстрацию и объяснение нового учебного материала. <...> Формирование языковой компетенции происходит путем превращения «разумения» и «понимания» в автоматизированное действие с опорой на алгоритмические предписания. <...> В настоящее время в обучении большую роль играет компьютерное моделирование. <...> Моделировать на компьютере можно очень многие правила русской орфографии. <...> Орфографические модели допускают разнообразие типов, что дает возможность не только закрепить навыки правописания, но и показать системные связи орфографии с другими разделами языка. <...> Правила орфографии могут быть представлены моделями, описывающими выбор необходимой буквы, сочетания букв в зависимости от буквенного окружения и др. <...> Преимущество моделей заключается в следующем: во-первых, они позволяют охватить широкий круг написаний; во-вторых, помогают обобщить знания и тем самым предупредить ошибки, вызванные неправомерным перенесением изученного правила на слова, не относящиеся к данной орфограмме. <...> Таким образом, модели облегчают понимание, применение и запоминание правила, а также раскрывают определенные орфографические закономерности. <...> Они станут более наглядными, если правильно использовать цвет, который поможет учащимся выявить взаимосвязь отдельных компонентов модели и различие сравнительных элементов. <...> Ощущение цвета простейший психический акт, обусловленный физиологией зрения <...>