новосибирский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 15 февраля 2011 г. аннотация: в статье рассмотрены наводящие вопросы как особый функциональный класс вопросительных предложений, охарактеризованы условия их функционирования и проанализированы частные функции. <...> Ключевые слова: наводящий вопрос, вопросительное предложение, функциональный класс, коммуникативная ситуация, автофункциональный, синфункциональный. abstract: the article considers leading questions as a special functional class of interrogative sentences. <...> Наводящие вопросы (далее – НВ) как особый тип вопросительных предложений (далее – ВП) остаются неизученными. <...> Хотя данный термин встречается повсеместно (и в методике преподавания, и в юриспруденции, и в лингвистике, и в бытовой речи), научного определения этого типа вопросов до сих пор нет. объектом нашего исследования являются НВ, используемые в учебной ситуации, поскольку она является прототипической для всех остальных ситуаций применения данного типа вопросов, таких, как: У ч е н и к. <...> материалом послужила картотека диалогических единств, включающих НВ, собранная методом сплошной выборки из речи преподавателей НГПУ на практических занятиях, зачетах и экзаменах по разным дисциплинам, а также из школьной практики. <...> [3], но названные типы, по нашему мнению, не исчерпывают всех видов НВ, а являются их разновидностями. анализ языкового материала показал, что под НВ понимают различные структурно-семантические и функциональные типы вопросов, объединяющиеся на основе общих характеристик, по которым коммуниканты их опознают. <...> Была высказана гипотеза о том, что НВ – это особый функциональный класс ВП. <...> Термин «класс вопросов» встречается в лингвистике, но в единый класс они включаются по общему вопросительному слову, например, почему-вопросы (whyquestions) и др. <...> . целью статьи является исследование НВ как особого функционального класса, условий их функционирования и частных функций. <...> Функциональным классом мы <...>