удК 81 (075) СПоСоБы ВыражеНИЯ ПрЯМой И КоСВеННой оЦеНКИ В аКСИолоГИчеСКИ орИеНТИроВаННой лИНГВИСТИКе Г. а. <...> Шушарина комсомольский-на-амуре государственный технический университет Поступила в редакцию 19 января 2011 г. аннотация: операциональный аспект языкового анализа в аксиологически ориентированной лингвистике осуществляет функцию выявления системы ценностей в обществе в определенный период. <...> Настоящая статья описывает способы выражения прямой и косвенной оценки на примере медиатекстов. <...> Ключевые слова: аксиологическая лингвистика, дискурс, прямая оценка, косвенная оценка, медиатекст. abstract: оperational aspect of the linguistic analyses in axiologically directed linguistics realizes the function of exposure of the system of values that is present in the society at the given moment. <...> Среди основных понятий в контексте антропоцентричности современной лингвистики, по мнению Е. Ф. Серебренниковой, можно назвать такие, как «универсум, универсум человека и универсум языка, картина мира, жизненный мир человека, а также дискурс / текст и субъективность» [1, с. <...> Указанные феномены имеют глубинное оценочное измерение, исходя из их «человеческого» происхождения и порождения» [там же]. <...> Необходимо отметить, что сама правомерность вопроса о существовании в обществе системы ценностей приобретает дискуссионный характер. <...> Следовательно, выделить систему ценностей в таком обществе представляется невозможным: «как таковой общей системы ценностей не может существовать вовсе, либо такая система ценностей имеет лишь декларативный и односторонний характер» [1, с. <...> Согласно второй точке зрения, необходимо рассматривать существование человека внутри культуры, в которой человек «может либо разделять сущностные социальные смыслы данной культуры, либо занимать маргинальную или явно «анти»культурную позицию» [1, с. <...> Наряду с ежедневными ситуациями, когда необходимо принимать решение, учитывая, прежде всего, личные интересы, © Шушарина Г. а., 2011 иначе трудно добиться «места под солнцем», возникают <...>