ВЕСТНИК ВГУ, Серия “Лингвистика и межкультурная коммуникация”, 2005, № 2 ТЕКСТОВЫЕ ПРОЕКЦИИ И ДЕЙКТИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (Сребрянская Н.А. <...> “Дейксис и его проекции в художественном тексте”) © 2005 С.В. Ионова Волгоградский государственный педагогический университет Несовпадение параметров физического и ментального пространств субъекта является предметом исследования работ многих ученых – психологов, языковедов, психолингвистов. <...> Известно, что индивидуальные ментальные пространства отдельных людей не совпадают по своим параметрам, растягиваясь, сжимаясь и трансформируясь по сравнению с физическим пространством в смысловом поле восприятия. <...> Процесс влияния смысловых систем на параметры субъективного представления о пространстве и времени в языке и тексте изучается психологами и лингвистами в работах, посвященных исследованию различного рода искажений восприятия и особенностей вербализации знаний [1; 2; 8]. <...> Основной вывод в этих работах сводится к мысли о том, что восприятие всегда субъективно, а представление параметров отражаемой ситуации в языке и тексте – приблизительно. <...> Сребрянской “Дейксис и его проекции в художественном тексте”, вышедшая в издательстве Воронежского государственного педагогического университета в 2005 г., является новой ступенью в освещении данной теоретической проблемы. <...> Бюлера дейксис рассматривается как указательное поле человека, представляющее собой пространственно-временную систему координат, построенную относительно субъекта восприятия. <...> Исходная точка – Origo – этой системы может быть представлена указательными словами: здесь, сейчас, я [4, 9]. <...> Автор рассматривает три типа указания – лицо, место и время – в единстве и взаимообусловленности, выделяя в семантике любого дейктика указание на центр координации, а в качестве важнейших компонентов структуры значения дейктика – указание на наблюдателя и говорящего, а также на две координатные <...>