Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация  / №2 2004

ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КАК СПОСОБ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ГЕНДЕРЕ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторГриценко
Страниц7
ID516127
АннотацияКонцептуальным базисом языковой категоризации является имплицитное владение специфической информацией об организации физического и социального мира. Природа тендерного концепта, в числе основных компонентов которого выделяют, в частности, "культурные символы и нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов, выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах" [2, 9], определяет роль пропозиций в структурировании тендерных знаний
Гриценко, Е.С. ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КАК СПОСОБ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ГЕНДЕРЕ / Е.С. Гриценко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация .— 2004 .— №2 .— С. 45-51 .— URL: https://rucont.ru/efd/516127 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВЕСТНИК ВГУ, Серия “Лингвистика и межкультурная коммуникация”, 2004, № 2 ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КАК СПОСОБ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ГЕНДЕРЕ © 2004 Е.С. Гриценко Нижегородский государственный лингвистический университет Концептуальным базисом языковой категоризации является имплицитное владение специфической информацией об организации физического и социального мира. <...> Природа гендерного концепта, в числе основных компонентов которого выделяют, в частности, “культурные символы и нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов, выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах” [2, 9], определяет роль пропозиций в структурировании гендерных знаний. <...> Гендерные представления, как и другие формы знаний, организованы в виде ментальных структур, которые Дж. <...> ИКМ, по Лакоффу, используют различные принципы структурирования [15, 113-114]: 1) Пропозициональные модели определяют элементы, их отличительные особенности и отношения между ними (например, пропозициональная модель, характеризующая знания об огне будет включать в себя то, что огонь опасен); 2) Схематические модели образов определяют схематические образы, такие как траектории, длинные формы или сосуды (знания о волейбольной подаче включают ее траекторию, о свече - схему длинного тонкого объекта и т.д.) <...> ; 3) Метафорические модели, представляющие собой проецирование из пропозициональной и образно-схематической модели одной сферы в соответствующую структуру другой сферы; 4) Метонимические модели, где в одной структуры1 как часть ИКМ, хотя в когнитивной лингвистике существует и иное понимание, в рамках которого пропозиции трактуются как особый, отличный от ментальных моделей, вид концептуализации, способный получать вербальное выражение, т.е. пропозиции сближаются с языковыми единицами, в частности, предложением [13, 155-162]. <...> Лакофф рассматривал пропозициональные 1 Термины “модель” и <...>