УДК 94:359(470.324)«16/17» НАЧАЛО РУССКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА: МАСТЕРА-ИНОЗЕМЦЫ НА РУБЕЖЕ XVII–XVIII ВЕКОВ А. А. <...> Никитин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 11 августа 2011 г. Аннотация: характеризуются некоторые аспекты деятельности иностранных специалистов судостроительного дела на верфях Воронежского края и связанные с этим особенности государственной политики конца XVII – начала XVIII в. <...> Ключевые слова: кораблестроение, военно-морской флот, русские и иноземные мастера, Петр I. <...> Пожалуй, следующим по значимости в городской летописи после даты основания мы вправе назвать год, когда Воронеж превращается в одну из самых оживленных местностей России, становится главной судостроительной верфью страны (своего рода временной столицей) и решительно влияет на судьбы европейской политики [1; 2, c. <...> Именно 1696 г. считается датой рождения регулярного военно-морского флота – 20 октября Боярская дума приняла историческое решение «Морским судам быть» [3, с. <...> До сих пор в трудах историков уделялось недостаточно внимания оценке вклада европейских корабельных мастеров в строительство военно-морского флота будущей империи. <...> Молодой царь, полагая, что знаний и умений русских мастеровых в таком «новом и не заобычном деле» будет недостаточно, начинает широкомасштабную кампанию по привлечению европейских корабелов на русскую службу. <...> Этим объясняется известная экстремальность всего мероприятия, его мобилизационный характер, а также неизбежные просчеты и ошибки в организации работ. <...> © Никитин А. А., 2011 132 К зиме 1695/96 г. относится первое упоминание об участии иноземцев в строительстве флота; ими стали плотники, «вероятно, успевшие прибыть из Архангельска по письму государя, и еще другие, выписанные проживавшим в Москве торговым иноземцем Гартманом» [5, c. <...> Весной 1696 г. в Новгород прибывает «Симон Петерсен, родом из Копенгагена, 7 лет на корабельной службе, в сражениях не бывал, умеет строить корабли, каторги <...>