2005, № 2 УДК 91:37.022(47+57) В.И. Федотов ГЕОГРАФИЮ РОССИИ В СОВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В истории отечественного географического образования на рубеже XVIII-XXI вв. известно несколько попыток создать учебные дисциплины, где бы на практике была реализована парадигма единой географии. <...> Особенно часто такие эксперименты ставились на страноведческих курсах, но больше всего они касались географии Отечества. <...> Однако, каждая попытка написать учебник, в котором бы гармонично сочетались и наиболее полно были представлены естественно – научные и социально-экономические знания, заканчивались неудачей. <...> Учебники по географии Российской империи Харитона Чеботарева, Евдокима Зябловского, П.Я. Кузнецова, Г.И. Танфильева, как показывает анализ Ф.Н. Милькова [2], отличались абсолютным доминированием в них природоведческого материала. <...> Социально-экономические знания практически оставались за границами изучения. <...> В советское время в высшей школе физическая география и социально-экономическая география Отечества разошлись так далеко, что не находится специалистов читать одинаково качественно оба раздела в структуре нерасчлененной географии. <...> Явная разобщенность физической и экономической географии сдерживает появление необходимых практике научных дисциплин и оригинальных направлений научных исследований [2]. <...> Хотя известен случай в преподавательской практике по сближению физической и экономической географии. <...> О.Э. Бухгольц описывает уникальную лекцию-дуэт на 1 курсе географического факультета МГУ, которую в конце 70-х годов ХХ века прочитали Г.К. Тушинский (физикогеограф) и Ю.Г. Саушкин (экономико-географ), 134 на тему «Роль экономической и физической географии в проектах освоения территории СССР» [1]. <...> Это не более и не менее как методический эксперимент двух авторитетных специалистов. <...> Внедрять подобную практику в систему географического образования не только нецелесообразно, но и невероятно <...>