Гришаев Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 2 июня 2014 г. Аннотация: в статье изложены проблемы, возникшие при создании стабильного школьного учебника по истории в период с 1934 по 1937 г. Ключевые слова: советская историческая наука, марксизм, принцип историзма. <...> Abstract: the article analyzes the problems of soviet history schoolbook creation in 1934–1937. <...> Задача создания единого учебника по истории, поставленная современным руководством страны, заставляет вспомнить о типологически сходном опыте создания учебника по отечественной истории в 1937 г. Изменение политического курса нашей страны в 1920–30-е гг. повлекло за собой перестройку государственной структуры. <...> В свою очередь, это потребовало серьезных преобразований в области системы образования и процессе обучения, так как к этому времени марксизм прочно утвердился как единая методологическая основа советской исторической науки. <...> Работа по созданию учебника по отечественной истории проводилась с 1934 по 1937 г. Разработка программ находилась под постоянным контролем Центрального комитета ВКП(б) и Совнаркома СССР. <...> В январе–марте 1934 г. в НКП РСФСР прошли совещания с участием историков по созданию учебников, в том числе и по отечественной истории, причем прозвучала резкая критика в адрес программ, лежащих в их основе. <...> На совещании НКП РСФСР 8 марта 1934 г. было принято решение издать новый учебник по отечественной истории, где кратко и доступно излагался бы исторический материал, отвечающий как научным, так и образовательным критериям. <...> В апреле 1934 г. на заседании Комиссии по русской истории нарком просвещения А. С. Бубнов, сравнивая советские учебники со старыми, пришел к выводу, что учебники, изданные в со© Гришаев О. В., 2014 116 ветское время, проигрывают дореволюционным [1, л. <...> ]. Итогом совещания стало постановление о возврате к лучшим дореволюционным традициям написания учебников, по словам наркома просвещения РСФСР А. С. <...> Бубнова, к синтезу традиций «старых школ» и нового <...>