Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645572)
Контекстум

"Неизвестная повесть И. А. Гончарова ""Нимфодора Ивановна"""

0   0
Первый авторДемиховская
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID5112
АннотацияО творчестве автора (Гончаров Иван Александрович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Демиховская, О. "Неизвестная повесть И. А. Гончарова ""Нимфодора Ивановна""" : Статья / О. Демиховская .— : [Б.и.], 1960 .— 5 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/5112 (дата обращения: 16.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Демиховская Неизвестная повесть И. А. Гончарова "Нимфодора Ивановна" Русская литература. <...> В полемике с романтизмом И. А. Гончаров часто использует партию. <...> Такой пародией, например, является его повесть "Лихая болесть", которую принято считать первым произведением писателя. <...> Но, как нам удалось установить, еще раньше появилась повесть-пародия "Нимфодора Ивановна",1 помещенная в качестве прибавления ко второй и третьей тетрадям рукописного журнала "Подснежник" за 1836 год. <...> В том, что повесть помещена без подписи автора, нет ничего удивительного. <...> А., которые были поставлены в 1838 году и под "Лихой болестью". <...> перевел и переделал с иностранных языков несколько разного содержания статей и поместил в журналах без подписи имени". <...> Мазон установил, что Гончаров сотрудничал в газете А. А. Краевского "Голос", печатая там статьи разного содержания "без всяких подписей и начальных букв". <...> 4 Так, Гончарову принадлежит статья "Обед бывших студентов Московского университета", напечатанная в пятнадцатом номере "Голоса" за 1864 год без подписи автора. <...> 7 Строгое отношение к писательскому труду порождало в нем неуверенность в своих силах и "неуместные сомнения",8 о чем ему писал В. А. Солоницын еще в 1843 году. <...> Уже будучи прославленным автором "Обломова", Гончаров "все сомневался в своих силах, все не доверял себе, все справлялся с мнением и впечатлением других, рассказывал все до подробности Боткину, Дудышкину, Дружинину". <...> 9 О принадлежности повести "Нимфодора Ивановна" перу Гончарова говорит главным образом то, что среди сентиментально-романтических произведений, принадлежавших членам майковского кружка, в "Подснежнике" за 1836 год она занимает особое место. <...> По своей антиромантической направленности "Нимфодора Ивановна" стоит рядом с повестью И. А. Гончарова "Лихая болесть". <...> Вопросы воспитания, борьбы с романтизмом, критического отношения к высшим сословиям, поставленные в "Нимфодоре Ивановне", могли быть подняты в майковском кружке <...>
Неизвестная_повесть_И._А._Гончарова_Нимфодора_Ивановна.pdf
О. Демиховская Неизвестная повесть И. А. Гончарова "Нимфодора Ивановна" Русская литература. 1960. No 1. OCR Бычков М. Н. Борьба с романтизмом -- одна из важных тем раннего творчества И. А. Гончарова, вплоть до романа "Обыкновенная история". В полемике с романтизмом И. А. Гончаров часто использует партию. Такой пародией, например, является его повесть "Лихая болесть", которую принято считать первым произведением писателя. Но, как нам удалось установить, еще раньше появилась повесть-пародия "Нимфодора Ивановна",1 помещенная в качестве прибавления ко второй и третьей тетрадям рукописного журнала "Подснежник" за 1836 год.2 Хотя она и не имеет подписи, но ее анализ позволяет установить авторство И. А. Гончарова. В том, что повесть помещена без подписи автора, нет ничего удивительного. Величайшая скромность Гончарова, стремление остаться в тени побуждали его печататься анонимно. Вплоть до 1839 года он подписывался начальной буквой своей фамилии -- Г. или инициалами И. А., которые были поставлены в 1838 году и под "Лихой болестью". Полным именем в этот период он никогда не подписывался. К анониму он часто прибегал и впоследствии, когда уже был известным писателем. Так, в "Автобиографии" Гончаров писал: "И. Гончаров перевел и переделал с иностранных языков несколько разного содержания статей и поместил в журналах без подписи имени".3 О такой анонимной статье мы узнаем, например, из письма Гончарова А. А. Краевскому в сентябре 1854 года из Якутска, где упоминается о большом отрывке, который он поместил в "Отечественных записках". А. Мазон установил, что Гончаров сотрудничал в газете А. А. Краевского "Голос", печатая там статьи разного содержания "без всяких подписей и начальных букв".4 Так, Гончарову принадлежит статья "Обед бывших студентов Московского университета", напечатанная в пятнадцатом номере "Голоса" за 1864 год без подписи автора. В иных случаях его статьи печатались в виде писем от читателя или "прямо от самой редакции".5 Только в одном случае Гончаров скрылся под криптонимом "Ро", подписав им фельетон "Возвращение домой".6 С. А. Венгеров свидетельствует, что в 1852--1803 годах Гончаров поместил ряд анонимных статей в "Северной почте".7 Строгое отношение к писательскому труду порождало в нем неуверенность в своих силах и "неуместные сомнения",8 о чем ему писал В. А. Солоницын еще в 1843 году. Уже будучи прославленным автором "Обломова", Гончаров "все сомневался в своих силах, все не доверял себе, все справлялся с мнением и впечатлением других, рассказывал все до подробности Боткину, Дудышкину, Дружинину".9 О принадлежности повести "Нимфодора Ивановна" перу Гончарова говорит главным образом то, что среди сентиментально-романтических произведений, принадлежавших членам майковского кружка, в "Подснежнике" за 1836 год она занимает особое место. По своей антиромантической направленности "Нимфодора Ивановна" стоит рядом с повестью И. А. Гончарова "Лихая болесть". Вопросы воспитания, борьбы с романтизмом, критического отношения к высшим сословиям, поставленные в "Нимфодоре Ивановне", могли быть подняты в майковском кружке только Гончаровым. Его произведения 1830--1840 годов: "Лихая болесть", "Счастливая ошибка" и в особенности "Иван Савич Поджабрин" -- развивают названные темы. Против романтизма выступал и В. А. Солоницын, но идентичность художественного почерка в "Нимфодоре Ивановне", "Лихой болести" и "Иване Савиче Поджабрине" убеждает, что автором "Нимфодоры Ивановны" в майковском кружке, мог быть только Гончаров. Отличительной чертой его стиля является юмор, прием смешения высокого и низкого, серьезного и комического. Эта черта, заметная в его творчестве 1830-х и первой половине 1840-х годов, находит свое выражение и в "Нимфодоре Ивановне". В повести встречаются формулировки, которые перекочевывают в письма, а затем и в художественные произведения Гончарова более позднего времени. В этом смысле интересно сопоставление рассуждений автора "Нимфодоры Ивановны" и "Pour и contre", этого своеобразного романа в письмах, героями которого были И. А. Гончаров и Е. В. Толстая. Автор "Нимфодоры Ивановны" писал: "Чтобы жить в полном смысле, жить жизнью человеческою, надо упражнять свои
Стр.1