Гоголь как художественный и культурно-исторический феномен / Зденек Пехал, Олег Зырянов и др. <...> Коллективная монография, содержащая работы о различных аспектах творчества Н.В. Гоголя, представляет собой успешный совместный проект сотрудников Уральского федерального университета (Россия) и кафедры славистики университета им. <...> Кроме того, в нем участвовали филологи из Москвы, Перми и Кирова (Россия), из Донецкого национального университета (Украина), известные чешские русисты из университетов в Брно и Градец Кралове и их немецкие коллеги из университета Грайфсвальде. <...> Данный проект завершает серию юбилейных изданий материалов научных конференций гоголевского года () и базируется на докладах специальной литературоведческой секции о творчестве Гоголя в рамках Оломоуцких дней русистики (– сентября г.). <...> Разделяя широко распространенный на Западе тезис о загадочности феномена Гоголя в русской литературе, исследователи плодотворно разрабатывают ключевые проблемы творчества писателя, в частности идею о философско-антропологической направленности и амбивалентности гоголевской этики. <...> (Россия), затрагивая проблему «негативной» антропологии Гоголя, приходит к выводу, что как религиозный романтик он, несомненно, двигался в сторону реализма – к «реализму в высшем смысле» (в духе реализма Достоевского); далее от чистой эстетики – к сугубо религиозной проблематике и от ветхозаветных мотивов – к идеям милости и любви, т. е. ценностям Нового Завета. <...> Этот «архаический комплекс» Гоголя – духовно-религиозные тенденции – позволяет автору статьи очертить границы его художественного эксперимента, находящиеся между архаикой и авангардом. <...> Об особенностях театральной эстетики в произведениях писателя, когда, по словам Мейерхольда, «надо играть не то, что написано, а другое», пишет в Наиболее значимые из них: Феномен Гоголя. <...> Театральность мышления, по ее мнению, распространяется и на пьесы <...>