Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
0   0
Первый авторАртеменко
Страниц7
ID508412
Аннотацияв статье рассматривается структура концептуальной единицы, подвергаются анализу противоречия в ее трактовке. Обосновывается тезис о языке как генетически исконном и основном знаковом орудии объективации концепта
УДК81-114.2
Артеменко, Е.Б. КОНЦЕПТ. ОБРАЗ. ЯЗЫК / Е.Б. Артеменко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация .— 2015 .— №3 .— С. 86-92 .— URL: https://rucont.ru/efd/508412 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Артеменко Воронежский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 10 февраля 2015 г. Аннотация: в статье рассматривается структура концептуальной единицы, подвергаются анализу противоречия в ее трактовке. <...> Обосновывается тезис о языке как генетически исконном и основном знаковом орудии объективации концепта. <...> Во второй половине ХХ в. в связи с разработкой проблемы искусственного интеллекта и других близких к ней проблем активизировался интерес к мыслительно-познавательной деятельности человека. <...> Структурой, посредством которой осуществляется объективация знаний и оперирование ими, стала единица знания – концепт. <...> В то же время включенность знания в более широкий контекст мыслительной деятельности предопределила подход к концепту как к универсальной единице мышления. <...> Таким образом, вырисовываются три ключевых подхода к концепту: концепт как единица знания; как универсальная единица мышления; как элемент (единица) культурной информации. <...> При этом одним из основных в теории концепта стал вопрос о средствах его объективации и в этом плане – об отношении концептуальных и языковых единиц. <...> Доминирующим подходом к концепту, составляющим основу других его интерпретаций (в связи с соответствием содержания концепта ведущей научной тенденции изучения феномена знания), является подход к нему с позиции его онтологической природы как к единице оформленного знания (или в претенциозно-образной формулировке – как к кванту структурированного знания). <...> Функциональная специализация и актуализация концепта как единицы знания способствовала сближению концептуальных единиц различного гносеологического уровня, подведению их под «общий знаменатель»: «Когниция, – указывает Н. Н. Болдырев, – это понятие, которое охватывает не только целенаправленное, теоретическое познание, но и простое, обыденное (не всегда осознанное) постижение мира в каждодневной жизни человека, приобретение <...>