Кравец Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 30 августа 2013 г. Аннотация: в статье рассматриваются интерсубъективные основания понимания социальных действий. <...> Вводится понятие субъективного и субъективного смысла социального действия. <...> Доказывается, что интерсубъективной основой является «типическое» в социальных действиях и соответствующих смыслах. <...> Ключевые слова: социальное действие, субъективный и объективный смысл действия, интерсубъективность, жизненный мир. <...> Мы присутствуем при становлении социальной герменевтики, начало которой можно отнести ко второй половине ХХ в. <...> Социальная герменевтика принципиально отличается от классической своей предметностью. <...> Последняя занималась пониманием текстов в самом широком смысле этого слова: от отдельных высказываний до религиозных источников, мифов, исторических легенд, древних письменных документов, романов, поэтических произведений, философских трактатов и т.д. <...> Понимание текстов обычно связывалось с выявлением заключенного в них смысла. <...> Но оказалось, что знание смыслов слов еще не дает адекватного понимания текста. <...> Непонимание всегда объективно обусловлено герменевтическим разрывом между написанным (сказанным) и тем смыслом, который на самом деле подразумевал автор текста. <...> Любой текст (и это устанавливает классическая герменевтика) в своем происхождении органически связан с экстралингвистическим контекстом или, пользуясь современной терминологией, с жизненным миром реального (или анонимного) автора. <...> Настоящую пытку для читателя представляет понимание так называемых герметических текстов, ориентированных на знание посвященных (мистика, иносказание, эзотерика), пасквили и памфлеты, употребление кос© Кравец А. С., 2013 118 венных смыслов (когда говорится одно, а имеется в виду другое) и т.п. <...> Герменевтический разрыв пытаются устранить особой операцией, называемой интерпретацией. <...> Социальная герменевтика своей <...>