Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
0   0
Первый авторДынин
Страниц5
ID507773
Аннотацияв статье уточняется понятие апотропея (оберега) и определяются границы этого сложного явления религиозной культуры. На основе анализа функционирования апотропея (преимущественно в русской народной традиции) выделяются основные элементы, образующие его структуру
УДК39
Дынин, В.И. О ПОНЯТИИ АПОТРОПЕЯ, ИЛИ ОБЕРЕГА / В.И. Дынин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология .— 2013 .— №1 .— С. 90-94 .— URL: https://rucont.ru/efd/507773 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дынин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 декабря 2012 г. Аннотация: в статье уточняется понятие апотропея (оберега) и определяются границы этого сложного явления религиозной культуры. <...> Abstract: in article the concept of charm (apotropaic charm) is specifi ed and borders of this diffi cult phenomenon of religious culture are defi ned. <...> On the basis of the analysis of apotropaic charm’s functioning (predominantly in Russian national tradition) the basic elements forming its structure are allocated. <...> В «Своде этнографических понятий и терминов» (1993) апотропей (оберег) определяется как «предмет, знак, действие или состояние, слово, фраза, звук, запах, которые охраняют человека, животных, растения, предметы и постройки от вредоносного действия злых сил (духов, божеств, сглаза, колдовских чар)» [1, с. <...> В переводе с древнегреческого апотропей (άποτροπή) буквально означает «отвращающий несчастье (беду)», «отклоняющий зло»; у древних греков апотропейонами назывались различные устрашающие изображения (в виде львов, горгон, грифонов, фаллосов и т.п.), которые, по поверьям, отгоняли от людей злых духов, оберегали их дома, посевы и животных. <...> Славяно-русским эквивалентом термина апотропей является оберег – буквально «оберегающий кого (что)-либо [от беды]». <...> В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля читаем: «Оберег, сев. заговоры, зачурания, слова и обряд от порчи, уроки; наговор, нашепты для разрушения или недопущения вредных чар; талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и пр.» <...> В своем более узком значении севернорусская лексема оберег применялась для обозначения малого фольклорного жанра, включающего заговоры, приговоры, заклинания и другие вербальные тексты предохранительного характера. <...> В научном языке термины «апотропей» и «оберег» обычно употребляются как синонимы. <...> Обращает на себя внимание лишь небольшой смысловой нюанс термина древнегреческого происхождения «апотропей» и славяно-русского «оберег»: апотропей – это © Дынин В. И., 2013 90 как бы «отвращающий <...>