Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2014

ДИАЛЕКТИКА ДВУХ ТИПОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ В «АВТОРСКОЙ ИСПОВЕДИ» Н. В. ГОГОЛЯ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторБалакшина
Страниц3
ID507540
АннотацияСтатья посвящена проблеме со– и противопоставления двух типов просвещения – европейского и древнерусского – в позднем автобиографическом тексте Н.В. Гоголя, известном под названием «Авторская исповедь». В статье анализируются также типологические связи между гоголевской концепцией «просвещения» и религиозно-философскими идеями славянофилов
УДК821.161.1 + 82-94
Балакшина, Ю.В. ДИАЛЕКТИКА ДВУХ ТИПОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ В «АВТОРСКОЙ ИСПОВЕДИ» Н. В. ГОГОЛЯ / Ю.В. Балакшина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2014 .— №2 .— С. 19-21 .— URL: https://rucont.ru/efd/507540 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Балакшина Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена Поступила в редакцию 6 марта 2014 г. Аннотация: Статья посвящена проблеме со– и противопоставления двух типов просвещения – европейского и древнерусского – в позднем автобиографическом тексте Н.В. Гоголя, известном под названием «Авторская исповедь». <...> В статье анализируются также типологические связи между гоголевской концепцией «просвещения» и религиозно-философскими идеями славянофилов. <...> Тема со– и противопоставления двух типов просвещения – европейского и древнерусского – была одной из центральных тем религиозно-философской и историософской мысли славянофилов. <...> В 1852 году в «Московском сборнике» была опубликована статья И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» [1, 174222], на которую А.С. Хомяков откликнулся статьей «По поводу статьи И.В. Киреевского “О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России”» [2, 197-262]. <...> Сходные идеи высказывались славянофилами в статьях середины 1840х годов: «Обозрение современного состояния литературы» (И.В. Киреевский, 1845 г.), «Мнение иностранцев о России» (А.С. Хомяков, 1845 г.). <...> Идеи Киреевского и Хомякова, безусловно, повлияли на взгляды Гоголя и определили собой тот образ «просвещения», который был создан писателем в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». <...> Об отношении Гоголя к идеям славянофилов о различных типах просвещения убедительно писали Е.И. Анненкова [3, 289-298], М.А. Аверьянова [4, 84-91], Е.В. Сартаков [5]. <...> В главе «Просвещение», вошедшей в состав «Выбранных мест из переписки с друзьями», Н.В. Гоголь противопоставил европейскому просвещению, задача которого «научить, или наставить, или образовать» человека [6, 285], просвещение церковное, православно-русское, способное «насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь» [6, 285]. <...> По мысли <...>