Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2014

КАРТИНА МИХАЙЛОВА «УВЕЩАНИЕ ПИЛАТОМ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИКОНОПИСИ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторАхметова
Страниц5
ID507538
АннотацияКартина Михайлова на евангельский сюжет в романе «Анна Каренина» рассматривается как попытка Л.Н. Толстого сблизить далекое: светскую живопись и икону, живой иллюзионизм и мистический символизм. «Очеловеченный» образ Христа на полотне Михайлова противоречит западноевропейской религиозной живописи Возрождения и позволяет соотнести «Увещание Пилатом» с неофициальным религиозно-историческим направлением в живописи – творчеством А. Иванова, И. Крамского и Н. Ге.
УДК821.161.1+75.04
Ахметова, Г.А. КАРТИНА МИХАЙЛОВА «УВЕЩАНИЕ ПИЛАТОМ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИКОНОПИСИ / Г.А. Ахметова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2014 .— №2 .— С. 11-15 .— URL: https://rucont.ru/efd/507538 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ахметова Башкирский государственный университет Поступила в редакцию 2 декабря 2013 г. Аннотация: Картина Михайлова на евангельский сюжет в романе «Анна Каренина» рассматривается как попытка Л.Н. Толстого сблизить далекое: светскую живопись и икону, живой иллюзионизм и мистический символизм. <...> «Очеловеченный» образ Христа на полотне Михайлова противоречит западноевропейской религиозной живописи Возрождения и позволяет соотнести «Увещание Пилатом» с неофициальным религиозно-историческим направлением в живописитворчеством А. Иванова <...> Во всех своих романах Л.Н. Толстой, как правило, неявно, но вполне ощутимо противопоставляет православную икону и светскую картину, воспринимая их в качестве онтологической и эстетической антитезы. <...> Однако границы мирской живописи и иконописи, всегда ясно и принципиально обозначенные в прозе Толстого, оказываются в определенном смысле проницаемыми. <...> Картина, написанная на евангельский сюжет, позволяет говорить о попытке толстовского художника сблизить абсолютно далекое: картину и икону. <...> Весь эпизод посещения Голенищевым, Анной и Вронским мастерской русского художника Михайлова в Италии пронизан высказываниями об изобразительном искусстве разных эпох и направлений. <...> Для Голенищева высшим эстетическим эталоном остается западноевропейская религиозная живо© Ахметова Г. А., 2014 пись, «искусство великих стариков» – Рафаэля, Тициана, Рубенса, Тинторетто. <...> О последнем он упоминает особо: «Там прекрасный Тинторетто есть. <...> Кроме того, между Голенищевым и Михайловым возникает спор о живописи представителей неофициальной, «исторической» школы – Александра Иванова и Ивана Крамского. <...> Также Голенищев горячо говорит о византийских истоках русской культуры: «У нас, в России, не хотят понять, что мы наследники Византии (…) <...> . Упоминание о Византии наводит на мысли о византийском искусстве иконописи, получившем развитие в русском средневековье. <...> Евангельская картина <...>