Образование Эволюция онлайнобразования Распространение массовых открытых онлайнкурсов (MOOC) стало сегодня одним из ведущих трендов электронного образования. <...> При всех очевидных плюсах эта форма обучения имеет и ограничения. <...> Обсуждению этой темы была посвящена специальная сессия конференции EdCrunch. ля того чтобы понимать эволюцию онлайн-курсов, нужно иметь представление о развитии веба как такового, считает профессор компьютерных наук и ИТ, директор НИИ по разработке и внедрению инновационных технологий в образовании Бредли-университета Владимир УСКОВ. <...> В 2005–2006 гг. они начали встраивать в курсы мультимедийный контент, позже перешли в мобильные технологии, а с 2010 г. развивают Smart Education. <...> По классификации эксперта, курсы подразделяются на полностью онлайновые, гибридные (50% онлайн и 50% в аудитории), офлайновые с поддержкой LMS (системы управления обучением) и «перевёрнутые» (flipped), когда студенты изучают материал за пределами аудитории, а обсуждают полученные знания с преподавателями и однокурсниками в кампусе. <...> На рубеже 2000-х онлайн-курсы появлялись в большом количестве, но в основном они были несложными: в форматах pdf, Power Point. <...> Довольно скоро появилась потребность упорядочить этот массив, поэтому 18 июня 2001 г. MIT выступил с инициативой создания Open Education Recource — Депозитария открытых образовательных ресурсов. <...> Начальные вложения в проект составили 11 млн долларов, за 2,5 года в ресурс были включены 500 курсов. <...> Эксперт подчеркнул, что на тот момент открытость курсов абсолютно не означала, что они были доступны любому пользователю. <...> Сегодня в мире насчитывается около сотни подобных образовательных ресурсов. <...> Главная причина в том, что для 50% педагогов онлайн-курсы не вписываются в рамки их предметов. <...> Тем не менее репозитарии открытых образовательных ресурсов сыграли позитивную роль: к 2007 г. их было создано так много, что возникло движение за то, чтобы сделать онлайн-курсы доступными любому желающему, открыть <...>