НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УДК 342(470) Рецензия на книгу: Сазонникова Е. В. <...> Это во многом обусловлено тем, что Конституция – основной закон государства, нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой – и не только, кстати, юридической. <...> Принцип действия конституций именно таков: не просто возвести стройную систему норм, но и определить важнейшие ценностно-смысловые системы для народа, необходимые ему и сегодня, и в будущем. <...> Сазонниковой к проблеме взаимодействия конституционного права и смыслов культурного (на уровне концепта «культура») представляется примечательным в том плане, что исследователь осуществил важный для любого правоведа шаг от узконаправленной «нормативистской» рефлексии к онтологическому взгляду на право и его нормы. <...> Культуроцентричный подход к конституционному праву дает надежду на прояснение именно онтологической сущности конституционного, а значит, особо выделяет укорененную в менталитете народа связь природных естественных начал и проверенных веками национальных традиций и норм права. <...> Эти аспекты активно изучаются в рамках социогуманитарного знания – в культурологии, социологии, философии, антропологии и других областях. <...> Сазонниковой позволяет надеяться на то, что и правоведы более активно включатся в разработку этих интереснейших проблем и внесут свой существенный вклад в установление связей между нормами права и ценностно-смысловыми системами общества. <...> «В российской науке конституционного права, – как отмечает автор монографии, – концепт “культура” неразрывно связан с духовностью» (с. <...> Духовность – важнейшая характеристика человеческого бытия и первейший элемент общественных отношений, регулируемых многочисленными юридическими установлениями. <...> Да, конечно, культура – это, в том числе, и возделывание почвы (автор также приводит это значение на с. <...> 16), но именно ВОЗ-делывание, что предполагает личностное заинтересованное участие в этом процессе человека <...>