Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
0   0
Первый авторКолмаков
Страниц12
ID506303
Аннотацияв статье анализируется философский спор между Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтером и И. Кантом по вопросу об оптимизме и песси мизме. Автор рассматривает позиции философов эпохи Просвещения как выражение их понимания теодицеи.
УДК141.1 (4) «17»
Колмаков, В.Б. СПОР ТРЕХ ФИЛОСОФОВ / В.Б. Колмаков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия .— 2015 .— №3 .— С. 21-32 .— URL: https://rucont.ru/efd/506303 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Колмаков Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 апреля 2015 г. Аннотация: в статье анализируется философский спор между Ж.-Ж. <...> Их противостояние обострилось в середине века и вошло в историю философской мысли как спор трех философов. <...> О разногласиях, возникших между Ж.-Ж Руссо и Ф. Вольтером <...> В статье представлена попытка рассмотрения обстоятельств и содержания спора Вольтера и Руссо в сопоставлении с позицией И. Канта <...> Импульсом спора послужило печально известное лиссабонское землетрясение, которое произошло 1 ноября 1755 г. в День Всех Святых. <...> Его жертвами, по самым приблизительным оценкам (при населении португальской столицы 275 тыс.), стали от 40 до 50 тыс. человек [1, р. <...> В это время Лиссабон был столицей колониальной империи и числился четвертым по населению и значимости городом после Лондона, Парижа и Неаполя. <...> писал так: «Вольтер одно время сам увлекался оптимизмом, но очень скоро рассмотрел его несостоятельность и стал к нему в резкое отрицательное отношение» [5, с. <...> Впрочем, иные исследователи (по традиции, берущей начало от первых биографов великого вольнодумца) склонны полагать, что причиной Ф. Вольтер <...> В 1730-х гг. он разделял оптимистическое воззрение на мир и человека и активно пропагандировал земные радости жизни, полагая, что они есть зримое основание счастья. <...> в русло не прекращавшейся полемики об оптимизме и пессимизме, в основе которой лежал вопрос, восходивший к христианской теодицее – как существование зла сочетается с бытием Бога. <...> Вольтер, как человек блестяще образованный, не мог не иметь представления о христианской теодицее, однако его обращение к вопросу об оптимизме и пессимизме показало, что решение его он искал вне христианской традиции. <...> Две разорительные и бессмысленные войны – за Австрийское наследство (1740–1748) и Семилетняя (1756–1763), – к которым добавилось разрушение столицы Португалии произвели смятение в просвещенных умах. <...> Преобладание зла в мире Вольтер <...>