Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Этнокультурные процессы в Чувашском Поволжье в I-VIII веках нашей эры в свете археологических данных (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМясников Николай Станиславович
АвторыЧувашский государственный институт гуманитарных наук
ИздательствоЧГИГН
Страниц72
ID505874
АннотацияРабота посвящена изучению этнокультурных процессов, происходивших в Чувашском Поволжье в конце раннего железного века — раннем Средневековье (I-VIII вв. н .э.), на основе археологических материалов, с упором на вещеведческий анализ.
УДК902(470.344)
ББК63.48(2РОС.Чув)
Мясников, Н. С. Этнокультурные процессы в Чувашском Поволжье в I-VIII веках нашей эры в свете археологических данных : доклад на научной сессии Чувашского государственного института гуманитарных наук по итогам работы за 2013 год / Чувашский государственный институт гуманитарных наук; Н. С. Мясников .— Чебоксары : ЧГИГН, 2013 .— 72 с. — (Научные доклады / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук) .— URL: https://rucont.ru/efd/505874 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Халиков считал, что «тюркоязычные предки чуваш в виде населения, оставившего памятники типа Писеральско-Андреевских курганов на территории современной Чувашии, появились в первых веках н.э. и здесь, смешавшись с местными финноязычными (протомарийскими) племенами, заложили этническую основу чувашского народа»3. <...> Предками чувашского народа В.Ф. Генинг видел носителей именьковской культуры (IV— VII вв.), с которыми связывалась ранняя тюркизация Среднего Поволжья4. <...> 10, М.В. Воеводского — в 1927 г.11 и П.Н. Третьякова — в 1930 г.12 В изучение памятников I тысячелетия особенно большой вклад внесла Н.В. Трубникова, которая проводила широкие разведывательные работы и крупномасштабные раскопки « Г о родецких» и «позднегородецких» городищ и селищ на территории Чувашской АССР в 1955—1965 гг. <...> Однако за последние четыре десятилетия концепция развития Городецкой культуры претерпела значительные изменения. <...> Мы склонны считать, что к моменту появления ранних могильников волжских и окских финнов (Андреевский курган, Кошибеевский могильник, могильники селиксенского типа и др.) городецкая культура прекращает свое существование. <...> Эти учёные справедливо отмечают, что основные признаки городецкой культуры — псевдорогожная и текстильная керамика — исчезают к первым векам нашей эры. <...> В Среднем Поволжье, от устья Оки до Самарской Луки, в период с I по VIII в. появляются совершенно новые типы памятников и археологические культуры: памятники писеральско-андреевского типа, именьковская культура, культура рязано-окских могильников, азелинская культура, происходит формирование древнемордовской и древнемарийской археологических культур. <...> В конце I в. в регионе появляются носители писеральско-андреевских традиций, что открывает новый период в его истории. <...> В конце VII — 5 начале VIII вв. фиксируется отток древнемордовского населения с верховьев Суры в Цнинско-Вадское междуречье30. <...> Вторая половина VII в. является верхней границей именьковской <...>
Этнокультурные_процессы_в_Чувашском_Поволжье_в_I-VIII_веках_нашей_эры_в_свете_археологических_данных.pdf
Содержание Введение....................................................................................... 3 Итоги изучения археологических памятников Чувашского Поволжья I тысячелетия и перспективные направления дальнейших научных изысканий............................................... 4 «Военный выплеск» I—II веков в Среднее Поволжье: к вопросу о памятниках писеральско-андреевского типа в Чувашском Поволжье................................................................................. 6 Формирование ранней мордвы в Чувашском Поволжье (по материалам Сендимиркинского и Таутовского могильников)........................................................................................................ 14 Древнемордовская культура в Чувашском Поволжье и загадка ее исчезновения........................................................................20 «Ранние славяне» на Суре? К вопросу об именьковских древностях в Чувашском Поволжье......................................................31 Заключение....................................................................................34 Литература, источники и примечания...................................57
Стр.71