Информационные технологии в образовательной деятельности УДК 004.588+004.023 В. В. Лаптев МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ВАРИАНТОВ ЗАДАНИЙ В ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ В состав учебно-методических материалов обучающей системы по программированию должен входить большой набор однотипных вариантов заданий для написания программ по всей тематике изучаемого материала. <...> При фиксированном наборе заданий система утрачивает свою обучающую функцию после выполнения пользователем всех заданий. <...> Помимо тестовых заданий в обучающей системе должны присутствовать задания по написанию и изменению программного кода разных видов: написание законченной программы, написание фрагмента программы, исправление программы с ошибками, рефакторинг кода программы, написание модульного текста для заданного кода и т. п. <...> Генерацию вариантов заданий можно осуществить на основе принципа морфологического синтеза. <...> Типовое задание на программирование по некоторой теме должно представлять собой параметризованный шаблон с параметрами. <...> Конкретный вариант задания формируется системой посредством выбора значений параметров. <...> Значения параметров – двух типов: множество строковых значений, вычисляемые системой числовые значения. <...> Для представления шаблона в составе базы заданий обучающей системы должен быть разработан предметноориентированный язык программирования, например, на основе xml. <...> Конкретный вариант задания формируется посредством текстовой подстановки конкретного значения параметра на соответствующее место в теле шаблона аналогично тому, как это делает практически любой макропроцессор. <...> Для генерации в заданиях арифметических выражений со стандартными функциями разработан вероятностный алгоритм, порождающий выражение по грамматике. <...> Ключевые слова: обучающая система, программирование, шаблон задания, параметры шаблона, вариант задания, морфологический синтез, алгоритм генерации выражений Введение <...>