Управление в социальных и экономических системах УДК 004.588+007.51 В. В. Лаптев СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМАХ Потребность в квалифицированных разработчиках программного обеспечения в настоящее время существенно возросла. <...> Ускорить процесс обучения и повысить его качество возможно при автоматизации процесса обучения, что требует разработки интеллектуальных автоматизированных обучающих систем. <...> Предлагается представить учебную деятельность как систему из четырех принципиально различных видов деятельности: информационной, тренирующей, контролирующей и административной. <...> Первые два вида деятельности являются основными для обучаемого и осуществляются под управлением преподавателя. <...> Особенность обучения программированию состоит в том, что тренирующая деятельность является основной, а информационная деятельность играет вспомогательную роль. <...> Показано, что обучающая система может рассматриваться как двухкомпонентная динамическая организационная система. <...> Определены виды управления, которые автоматизированная обучающая система может применять для управления учебным процессом: информационное, мотивационное и институциональное. <...> Описана классическая схема управления с обратной связью и выявлены отличия схемы управления в обучающей системе от классической. <...> Сформулированы принципы построения оптимальной траектории обучения и предложены несколько вариантов критерия оптимальности. <...> Отмечено, что при обучении программированию модели оценивания качества кода являются нечеткими, поэтому оптимизация траектории обучения должна строиться на основе нечеткой математики. <...> Ключевые слова: обучающая система, схема управления, виды управления, институциональное управление, мотивационное управление, адаптивное управление, модель обучаемого, траектория обучения. <...> По прогнозам, в 2015 г. потребность в ИТ-кадрах составит приблизительно 350 тысяч <...>