№ 2 УДК 597.54 (262.54) А. С. Ляпало, Д. В. Шумейко, М. Х. Емтыль БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЗОВСКОГО ПУЗАНКА (ALOSA CASPIA TANAICA) ИЗ РЕКИ ПРОТОКА Представлены результаты биологической обработки выборки азовского пузанка (Alosa caspia tanaica) в количестве 50 экз., взятой в начале нерестового хода из р. <...> Установлено, что в 2012 г. заход особей пузанка в р. <...> Изучены линейно-массовая характеристика, половая и возрастная структура, определены показатели плодовитости: коэффициент зрелости гонад и гонадосоматический индекс, показатели упитанности по Фультону и Кларк, описан линейный и массовый рост особей, а также степень ожирения внутренностей. <...> Группа исследуемых особей, зашедших на нерест в р. <...> В выборке преобладают особи, входящие в интервал 14,5–17,4 см. Минимальная длина особей составила 12,0 см, максимальная – 18,1 см. Более мелкие особи созревают медленнее, и нерест у них начинается позднее, чем у более крупных. <...> Наибольшие значения коэффициентов упитанности отмечены у трехгодовиков. <...> Степень ожирения внутренностей наибольшая у самцов годовиков – 2–3 балла. <...> Отмечается, что после строительства гидроузлов и Краснодарского водохранилища численность азовского пузанка в нижнем течении р. <...> Кубань увеличилась, поэтому необходимо дальнейшее подробное изучение кубанской популяции. <...> Одним из них является азовский пузанок, популяция которого в настоящее время изучена мало, но имеет большой промысловый потенциал. <...> Азовский пузанок Alosa caspia tanaica относится к семейству Clupeidae, род Alosa [1]. <...> Кубань он нерестился только в лиманах, а после зарегулирования речного стока, строительства Краснодарского водохранилища, Краснодарского и Федоровского гидроузлов пузанок стал заходить в реку для нереста в довольно больших количествах, что ранее не отмечалось. <...> Целью данного исследования являлось изучение биологии кубанской популяции азовского пузанка. <...> Материал и методы исследования Для проведения биологического анализа и дальнейшего изучения особенностей <...>