Порты, портовое хозяйство и транспортная логистика ПОРТЫ, ПОРТОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА УДК 656.1 А. Л. Кузнецов, А. В. Галин КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МОРСКИХ ПОРТОВ На основе анализа существующих моделей развития порта обоснована потребность в создании математической модели, способной в руках управляющего персонала быть действенным инструментом, определяющим направление развития порта. <...> Порт рассматривается как целостная система, состоящая из множества параметров, произведена их классификация. <...> Параметры, воздействующие на порт как на единую систему, определены как управляющие и возмущающие, подробно описаны принципы их воздействия. <...> Сформулирована задача управления для сложной системы, находящейся под воздействием многих сил, предложено решение проблемы с помощью особой отрасли математики – кибернетики. <...> Это решение состоит в использовании принципа обратной связи. <...> Определены схемы с «положительной» и «отрицательной» обратной связью, использование которых позволит прогнозировать и эффективно управлять развитием порта. <...> Утверждается, что кибернетический метод является наиболее подходящим для управления изменениями (развитием) сложной системы, которой является современный порт. <...> Ключевые слова: развитие порта, математическая модель, управляющие и возмущающие воздействия, кибернетика, обратная связь. <...> Введение Направление развития портов и терминалов зависит от влияния множества факторов различной природы. <...> Все они тесно связаны между собой, образуя сложную совокупность систем, называемую в науке «ансамблем взаимодействующих систем» [1]. <...> Внутри каждой из них действующие факторы приобретают более структурированный причинно-следственный характер, являясь последовательно развертывающимися во времени взаимодействующими процессами. <...> Традиционно понимаемое развитие портов, представляя собой один из таких «выделенных» потоков событий, в полной мере <...>