Судостроение, судоремонт и эксплуатация флота СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ФЛОТА УДК 655.62.052.4 А. А. Ершов, А. В. Теренчук СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ШТОРМОВОГО ПЛАВАНИЯ СУДОВ Для того чтобы определять состояние морской поверхности, направление и силу ветра, высоту и направление волнения, при планировании рейса должна учитываться гидрометеорологическая информация в виде прогнозов, которые могут быть получены от национальных гидрометеорологических обсерваторий, частных служб (например, Applied Weather Technology Inc.) и судов, участвующих в добровольных системах метеонаблюдения. <...> На этапе выполнения плана перехода судна, в случае получения неблагоприятного прогноза погоды, план должен корректироваться. <...> Использование электронных картографических навигационных систем (ЭКНИС) позволяет отображать гидрометеорологическую информацию на электронных картах, имеющих предварительную и исполнительную прокладки курса. <...> Предложен метод обеспечения безопасности штормового плавания судов, в рамках которого рассматривается использование специально рассчитанных круговых диаграмм для определения опасных параметров качки, а также других параметров, влияющих на мореходность судна в условиях шторма. <...> С учетом того, что наиболее актуальными для судоводителя в условиях шторма являются расчетные данные о предстоящих углах крена бортовой качки, приводится пример расчета круговой диаграммы амплитуды бортовой качки судна при различных курсовых углах крена. <...> Приводится пример безопасного расхождения судна со штормом с использованием круговых диаграмм. <...> Предлагаемый метод может быть использован для совершенствования существующих навигационных приборов судна, а также при автоматизации решения задач по безопасности штормового плавания. <...> Ключевые слова: штормовое плавание, опасные параметры качки, круговые диаграммы, повышение безопасности штормового плавания. <...> Это говорит <...>