№ 1 УДК 621.436.3 Ю. И. Матвеев, П. А. Дорохов, Н. В. Пахомова, В. В. Алексеев МОДЕРНИЗАЦИЯ СУДОВЫХ МАЛОРАЗМЕРНЫХ ДИЗЕЛЕЙ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ ПРИ ИХ ФОРСИРОВАНИИ НАДДУВОМ Перед производителями двигателей внутреннего сгорания, независимо от их конечного эксплуатационного назначения, всегда стоит триединая задача – обеспечение энергетической эффективности, топливной экономичности и экологической безопасности. <...> В качестве примера рассмотрена задача модернизации судовых малоразмерных дизелей типа Ч 8,5/11 и Ч 9,5/11 путём форсирования по среднему эффективному давлению посредством оснащения их системой газотурбинного наддува. <...> Указанные двигатели – одни из самых архаичных типов машин в российском дизелестроении с точки зрения базовых эксплуатационных показателей, являющихся основой уже упомянутой триады. <...> Тем не менее эти двигатели (в 2-, 4- и 6-цилиндровом исполнении) и энергетические комплексы на их базе довольно широко применяются на флоте и в промышленности в качестве главных двигателей маломерных судов, как вспомогательные в составе судовых дизель-генераторов и различных комбинированных агрегатов и как промышленные дизель-генераторы и дизель-электросварочные агрегаты. <...> Определён комплекс внешних показателей двигателя при умеренной степени наддува. <...> Установлены сравнительные температурные поля цилиндровой втулки и индикаторные диаграммы форсированного и дефорсированного вариантов двигателя. <...> Приводятся основы математического моделирования теплопередачи через тело рабочего цилиндра. <...> Исследуются возможности улучшения пусковых качеств вихрекамерного дизеля путём экранирования объёма вихревой камеры средствами увеличения термического сопротивления теплопередачи. <...> Рассматривается энтальпия, как термодинамический потенциал, а также как теплосодержание рабочего тела, определяющие скрытую энергию, которая раскрывает возможности преобразования внутренней энергии <...>