Судовые энергетические установки и машинно-движительные комплексы СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И МАШИННО-ДВИЖИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УДК 629.125 В. В. Алексеев УЛУЧШЕНИЕ ПУСКОВЫХ КАЧЕСТВ ВИХРЕКАМЕРНОГО ДИЗЕЛЯ ПУТЕМ УВЕЛИЧЕНИЯ ТЕРМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ТЕПЛОПЕРЕДАЧЕ Три фактора являются первопричиной низких пусковых качеств судовых вихрекамерных дизелей: большие предпусковые потери теплоты сжимаемого воздуха ввиду развёрнутой поверхности теплоотвода вихревой камеры; существенные аэродинамические потери энергии сжимаемого заряда воздуха при его прохождении через относительно узкий канал, соединяющий надпоршневое пространство с камерой сгорания (КС); низкая надёжность электрической системы предварительного подогрева воздуха при пуске. <...> Вихревая КС сферической формы, характерная для дизелей типа Ч 8,5/11 и Ч 9,5/11 являются источником теплоты концентрированного типа, часть которой преобразуется в работу расширения, сопровождающиеся несколькими видами тепловых потерь, а значительная часть – отводится в систему охлаждения через сферическую стенку вихревой камеры. <...> Большая часть объёма КС находится в плотном тепловом контакте с неподвижными элементами двигателя – в основном с деталями остова. <...> Если масса всего двигателя ~ 400 кг, то масса отнесённая к одному рабочему цилиндру, составит ~ 100 кг. <...> Следовательно, основная часть теплоты сжатого воздуха при пуске, без средств предварительного подогрева, будет направлена на разогрев этой массы, из чего следует, что через остальную площадь сферы КС (за исключением площади свободной теплоотдачи) теплота идёт на разогрев массы двигателя и потери теплоты при этом составят значительную величину. <...> Для ограничения уровня тепловых потерь сжатого заряда воздуха через сферическую стенку участка свободной теплопередачи предполагается увеличить термическое сопротивление теплопередачи посредством формирования в стенке КС многослойной конструкции <...>