МАРКЕТИНГ 36 НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ ПРОТИВ ФАЛЬСИФИКАТА Алим Аюбов, старший эксперт ООО «ИКАР» Б орьба с фальсификатом в нашей стране перешла в активную фазу, правда, пока словесную. <...> Незаурядную работоспособность показали в начале осени 2015 г. региональные отделения Роспотребнадзора, раз за разом публикуя объемные списки «недобросовестных» переработчиков. <...> С непривычки (надеемся) Роспотребнадзор включал в свои «черные списки» всех без разбору. <...> Точнее, разбор был, но участникам рынка не вполне понятен принцип, по которому он проходил. <...> С другой стороны, мало кто сомневается в том, что уровень фальсификации молочной продукции в нашей стране перевалил все мыслимые и немыслимые пределы, и даже простого перечисления действующих молзаводов было бы достаточно для вычисления «недобросовестных» переработчиков. <...> Однако допустим, что борьба с фальсификатом будет иметь большие последствия, нежели просто публикация «черных списков». <...> Вообще, чтобы понять, что произойдет с ценами, необходимо разобраться вот в чем: как с научной точки зрения наличие фальсификата влияет на рынок? <...> Для чистоты эксперимента возьмем определенный молочный продукт – сыр. <...> В далеком 1970 г. 30-летний будущий лауреат Нобелевской премии по экономике Джордж Акерлоф написал ставшую культовой статью «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» (за что, собственно, и получил премию Нобеля 30 лет спустя). <...> В данной статье этот незаурядный экономист в точности описал ситуацию российского рынка сыров в 2014–2015 гг. <...> Стоит заПЕРЕРАБОТКА МОЛОКА № 1 2016 метить, что рынок «лимонов» – это рынок подержанных автомобилей (на американском сленге б/у машины называют «лимонами»). <...> Главный тезис его работы заключается в следующем: если покупатели не владеют информацией о качестве товара в той же мере, что и продавцы, плохие товары вытесняют хорошие, вплоть до полного исчезновения последних с рынка. <...> Допустим, спрос на качественные сыры задан <...>