Н. В. Гоголь
Приложения к "Ревизору"
Н. В. Гоголь. Собрание художественных произведений в пяти томах.
Том четвертый.
М., Издательство Академии наук СССР, 1952
OCR Бычков М. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления "Ревизора" к одному
литератору
Две сцены, выключенные как замедлявшие течение пьесы
Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора"
Театральный разъезд после представления новой комедии
Развязка "Ревизора"
ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА, ПИСАННОГО АВТОРОМ ВСКОРЕ ПОСЛЕ ПЕРВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
"РЕВИЗОРА" К ОДНОМУ ЛИТЕРАТОРУ
..."Ревизор" сыгран -- и у меня на душе так смутно, так странно... Я ожидал, я знал наперед, как
пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно-тягостное облекло меня. Мое же создание мне
показалось противно, дико и как будто вовсе не мое. Главная роль пропала: так я и думал. Дюр ни на
волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде Альнаскарова, чем-то вроде целой
шеренги водевильных шалунов, которые пожаловали к нам повертеться из парижских театров. Он
сделался просто обыкновенным вралем,-- бледное лицо, в продолжение двух столетий являющееся в
одном и том же костюме. Неужели в самом деле не видно из самой роли, что такое Хлестаков? Или мною
овладела довременно слепая гордость, и силы мои совладеть с этим характером были так слабы, что даже
и тени, и намека в нем не осталось для актера? А мне он казался ясным. Хлестаков вовсе не надувает; он
не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит. Он
развернулся, он в духе, видит, что всё идет хорошо, его слушают -- и по тому одному он говорит плавнее,
развязнее, говорит от души, говорит совершенно откровенно и, говоря ложь, выказывает именно в ней
себя таким, как есть. Вообще у нас актеры совсем не умеют лгать. Они воображают, что лгать значит
просто нести болтовню. Лгать значит говорить ложь тоном так близким к истине, так естественно, так
наивно, как можно только говорить одну истину; и здесь-то заключается именно всё комическое лжи. Я
почти уверен, что Хлестаков более бы выиграл, если бы я назначил эту роль одному из самых
бесталанных актеров и сказал бы ему только, что Хлестаков есть человек ловкий, совершенный comme il
faut, умный и даже, пожалуй, добродетельный, и что ему остается представить его именно таким.
Хлестаков лжет вовсе не холодно или фанфаронски-театрально; он лжет с чувством, в глазах его
выражается наслаждение, получаемое им от этого. Это вообще лучшая и самая поэтическая минута в его
жизни -- почти род вдохновения. И хоть бы что-нибудь из этого было выражено! Никакого тоже
характера, т. е. лица, т. е. видимой наружности, т. е. физиономии, решительно не дано было бедному
Хлестакову. Конечно, несравненно легче карикатурить старых чиновников, в поношенных вицмундирах с
потертыми воротниками; но схватить те черты, которые довольно благовидны и не выходят острыми
углами из обыкновенного светского круга,-- дело мастера сильного. У Хлестакова ничего не должно быть
означено резко. Он принадлежит к тому кругу, который, повидимому, ничем не отличается от прочих
молодых людей. Он даже хорошо иногда держится, даже говорит иногда с весом, и только в случаях, где
требуется или присутствие духа, или характер, выказывается его отчасти подленькая, ничтожная натура.
Черты роли какого-нибудь городничего более неподвижны и ясны. Его уже обозначает резко собственная,
неизменяемая, черствая наружность и отчасти утверждает собою его характер. Черты роли Хлестакова
слишком подвижны, более тонки и потому труднее уловимы. Что такое, если разобрать в самом деле,
Хлестаков? Молодой человек, чиновник, и пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств,
Стр.1