№ 5 КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Панкеев Иван Алексеевич, доктор филологических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: iap2007@mail.ru ФОТОЖУРНАЛИСТИКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Рецензия на книги: Сёмова Л.В. <...> Советская фотожурналистика 1920-1930-х гг. и Великой Отечественной войны: учеб. пособие. <...> Ivan A. Pankeev, Doctor of Philology, Professor at the Chair of History and Law, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University; e-mail: iap2007@ mail.ru PHOTOJOURNALISM: HISTORICAL ASPECT Book review: Semova L.V. <...> Sovetskaya fotozhurnalistika 1920-1930-kh gg. i Velikoy Otechestvennoy voyny: ucheb. posobie [History of the National Photojournalism. <...> Soviet Photojournalism of 1920-1930s and the Great Patriotic War]. <...> В эпоху визуальной коммуникации и цифровых технологий фотография занимает особое место в невербальных информационных потоках. <...> Подобных работ, на первый взгляд, немало – достаточно вспомнить такие книги как «Из истории российской фотографии» А. Попова <...> Рецензируемое учебное пособие Л.В. Сёмовой (как отмечает автор – итог пятилетнего труда) – первая попытка в этом направлении. <...> В нем систематизированы разноплановые материалы, определены периоды и направления, проанализирована эволюция фотожурналистики, рассмотрено творчество ряда выдающихся мастеров в конкретно-исторических условиях, сформулированы выводы и выработаны рекомендации. <...> Первая из двух, вышедших в свет частей учебного пособия (а всего по замыслу автора их должно быть три), начинается с обширного «Предисловия», в котором Л.В. Сёмова подробно рассказывает о предшественниках, чьи труды послужили для нее отправной точкой; о существующих изданиях по теме – от «Антологии советской фотографии» до монографий, сборников и журналов; о применяемых ею принципах и методах, среди которых отдельно следует отметить иконологический; также определяется фотожурналистика как сфера профессиональной деятельности – ее функции, жанровая структура, периодизация. <...> Далее дается объемная картина фотографической жизни в России <...>